«КД»: Вы говорили, что поскольку сами индийцы не знают, чего хотят, то целеполагания, в том числе и в вопросах «мягкой силы», быть не может. Но с приходом Наредры Моди подход несколько изменился. Появились ли новые идеи в плане политики культурного воздействия, например, по отношению к НКО, действующим внутри страны?
Максим Братерский: Про это не знаю, но Нарендра будучи националистом, сделал индийскую политику чуть-чуть менее космополитической, ведь он даже на официальных переговорах, например, с Обамой, говорит на хинди. Естественно, Моди прекрасно говорит по-английски, но он из принципа говорит на хинди. И при нем индийские «почвенники», индийские националисты, получили гораздо больше влияния в правительственных органах, во внутренней политике. Это не совсем такая хиндутва (индуистско-националистическое движение – прим. «КД»), не совсем подъем индуизма. Но это больше про индийскую самость, чем про часть международного сообщества.
«КД»: А как кастовая система, которая до сих пор сохраняется, влияет на образ страны в мире?
Максим Братерский: Кастовая система уже довольно сильно размыта. И в большей степени на юге страны, чем на севере. Она еще существует, но уже не такая «железобетонная». Появились способы, как из касты в касту переходить: можно выписаться из неприкасаемых; миллионы людей это делают. Там есть некоторое жульничество, но сделать это возможно.
«КД»: Как это происходит?
Максим Братерский: Способа есть два. Первый: через другую религию: идешь и крестишься, например, становишься христианином. И соответственно ты входишь в комъюнити, где каст нет. А потом можно через пару лет «перекреститься» обратно. Через ислам это можно сделать.
А второй способ просто жульнический. Меняешь место жительства, меняешь фамилию, потому что очень часто фамилия отражает твою касту, и переезжаешь в какой-нибудь Бомбей, людской муравейник, и становишься новым человеком. Это не то чтобы автоматически происходит, но в принципе возможно.
«КД»: С чем связано то, что кастовая система в наибольшей степени размыта на юге страны?
Максим Братерский: Здесь объяснений много, но то, которое мне первым приходит на ум, состоит в том, что несмотря на то, что это называется «Юг», там условия для сельского хозяйства, как ни странно, чаще хуже, чем на севере. И уже последние лет 50-60 Юг в большей степени занимается чем-то другим, не сельским хозяйством, а для этого требуется образование. Потому индийский хай-тек - на юге, на севере ничего нет. Бангалоры, Хайдарабады, биотехнологии - все это юг. Там гораздо выше ценится образование, там гораздо важнее твои профессиональные качества, чем то, в какую касту ты входишь.
«КД»: Можно ли сказать, что те же технологии, сфера хай-тек, способствуют усилению «мягкой силы» Индии?
Максим Братерский: Думаю, что да, хотя позитивный образ во многом надут. Потому что очень часто любят тыкать: вот, например, поглядите на Индию, сколько она «софта» производит, какие они молодцы. Но все это устроено таким образом, что какой-нибудь индиец едет в Калифорнию, куда-нибудь в Sun Microsystems (американская компания, производящая программное обеспечение – прим. «КД»), лет 10-12 работает, после чего, став частью компании, он договаривается, что ту работу, что его отдел делал, можно в принципе у себя в Бангалоре делать дистанционно, мол вам это будет и дешевле чуть-чуть. То есть на самом деле 90% того, что Индия делает, она делает не по своей инициативе, она выполняет программные заказы американской промышленности. Это тоже хорошо, но одно дело самому придумать, сделать и продвигать продукт, а другое – тебе просто сбрасывают заказ.
«КД»: Как бы Вы могли оценить потенциал «мягкой силы» Индии? То есть, в случае исправления ситуации с внутренними проблемами, смогла бы Индия при желании спроецировать целенаправленно свое «мягкое влияние» вовне?
Максим Братерский: Если у них наладится достойная жизнь для всех, то эту картинку Индия будет транслировать наружу. Индия показывает 7-8% роста, что для нас, например, запредельно хорошо, но у них по-прежнему миллиард нищих. Сколько еще десятилетий они этот миллиард будут из нищеты выводить и хватит ли у них ресурсов, чтобы, например, все индийцы более ли менее прилично питались?
«КД»: Существуют ли у России какие-то программы в Индии в плане расширения культурного присутствия?
Максим Братерский: Нет, единственное, что действительно работает, это военно-техническое сотрудничество, там действительно что-то происходит и что-то кипит. И больше нет ничего. России там не видно, она абсолютно исчезла. Парадокс в том, что я разговаривал с парой-тройкой российских бизнесменов, средненьких таких, которые в Индии работают, они говорят, что Индия - это настолько гигантский рынок, что там продать можно вообще все, даже то, что наша промышленность может производить. Просто этим нужно заниматься, а этим никто не занимается.