«КД»: Вернемся к потенциалу культуры Китая. Допустим, через те же Институты Конфуция продвигается язык, история, традиции. Но конкурентоспособен ли такой подход, если взять во внимание потенциал поп-культуры Южной Кореи и Японии? Есть ли шансы у Китая здесь выиграть?
Александр Габуев: Мне кажется, что Корея и Япония скорее выиграют. В Китае должна появиться какая-то «классная» культурная школа. «Анимэ» смотрят, например, в принципе во всем мире, несмотря на то, что это другой язык, другая культура. Китай пока ничего такого из поп-культуры не придумал. Кантопоп не настолько популярен как К-pop. Но исключать этого нельзя.
Поп-культура делает общество более понятным, приятным, интересным, вы хотите учить язык и прочее. Но это развлекательный элемент. Если вам вдруг Япония начнет продвигать какие-то свои институты, идеи глобального управления, выходящие за рамки, например, концепции безъядерного мира, вы сразу начнете задаваться вопросом «почему?». Когда это делает Америка, то понятно «почему». Потому что у них есть свои ценности, которые пропагандирует в том числе вся культура – концепции «self-made», «freedom». Можно спорить, насколько американская госполитика воплощает эти ценности, но в привлекательности этих ценностей сложно сомневаться.
Что такого интересного продвигает Китай, - как ценность? Это сложный вопрос. Они говорят, что они за гармонию. А вот операционализируйте, как это. Американцы за свободу, у них есть совершенно конкретный набор, чего они хотят – демократия, разделение властей. Можно приехать и посмотреть, как это работает. Что такое «гармония»? Все мирно сосуществуют, без конфликтов. А как этого достичь? Это все очень неконкретно и очень облачно. Второе – а вы, сама страна, являетесь ее воплощением? Вы приезжаете в Китай и что вы там видите? Вы там видите антикоррупционную кампанию, но в то же время вы видите девушек на огромных Феррари с армейскими номерами, которые вряд ли служат в армии и вряд ли сами на них заработали, а затем видите нищие лачуги. Общество, абсолютно далекое от какой-либо гармонии. И третье - язык. Он не такой простой, как английский. Английский – максимально простой, понятный. Не такой простой, как испанский, у которого еще есть огромная музыкальная традиция, которая всем приятна и понятна. Есть китайская еда – но кому-то нравится, кому-то не очень нравится. И эту культуру «упаковать» так, чтобы люди тянулись (не только потому, что это загадочный Восток), достаточно сложно.
Очень важно, что Китай всю свою традиционную культуру, которую он старается предложить, героически уничтожал всю «культурную революцию», причем очень методично. Перевешали, запытали, замучили многих мастеров ушу, мастеров каллиграфии, вырубили чайные сады, уничтожили многие памятники. Люди, которые являются носителями пятитысячелетней цивилизации, от этой традиции очень сильно оторвались, даже сильнее, чем Россия в 1917 году. Теперь вы пытаетесь приникнуть к своим историческим корням и это нам продать. Это немного странно, так как вы сами этими ценностями не живете. Нет беспрерывного развития, как это кажется. Там очень остро чувствуется, что в обществе нет духовной основы. Есть западные ценности, а есть ваши традиционные ценности, о которых вы читаете в книжках, но вы не видите их в жизни - в жизни вы видите неприглядную реальность. И это ментальный «бульон», в котором китайцы варятся и откуда не могут выбраться. Там идет общественная дискуссия об этом, но с другой стороны партия говорит: «Нечего там обсуждать, вот у нас есть очень привлекательная культура, которая вам и всему миру нравится, и мы будем ее укреплять».
«КД»: А насколько велик потенциал китайского образования? Сможет ли китайское образование стать когда-нибудь более привлекательным, чем, например, западное?
Александр Габуев: Это сложный вопрос. Мне кажется, что привлекательность китайского образования во многом объясняется тем, что в Китае огромная растущая экономика, и что если вы получите китайский диплом, это повысит вашу конкурентоспособность в глобальном мире, даст определенную социальную сетку. Для представителей многих стран это действительно возможность получить хороший диплом за деньги китайского правительства.
Станет ли образование таким же популярным – для меня большой вопрос. При нормальных условиях роста, могло бы – это очень талантливая нация. Но я не думаю, что они могут догнать или перегнать Запад, потому что Запад – это все-таки «melting pot» (плавильный котел – Прим. редактора). Любой человек завтра переедет в США, получит паспорт, произнесет клятву и будет американцем, его дети точно будут американцами. Это разношерстная культура, там легко себя можно найти. В Китае не такое большое количество иностранцев, они не интегрированы, у них четко своя ниша. Все западные институты очень «diverse» и пропагандируют это разнообразие Америки. Китайские институты – это институты, в которых масса китайцев и «маленький загончик», где есть иностранцы. Но что сейчас происходит, и что заставляет меня быть скептичным, - это идея поставить видеокамеры в каждой аудитории, чтобы преподаватель не «запудривал мозги» молодежи. Вот приехали иностранцы – их надо как-то сегрегировать от местного населения, а то вдруг они начнут пропагандировать что-то не то. Это все сейчас идет из Пекина, от товарища Си Цзиньпина. Там сегодня самая популярная шутка: «Если нельзя учить по иностранным учебникам, то как же быть с Марксом и Энгельсом? Они тоже не совсем китайцы». У партии и правительства явно есть противоречие между внутренней нестабильностью и уверенностью в том, что мы - настолько привлекательная система, что мы убедим своих граждан, что мы - молодцы. И есть параноидальный страх, что пять иностранных НКО и голливудский фильм заставят устроить там революцию.