Наталья Бурлинова: Польская диаспора – это сильный инструмент публичной дипломатии Польши или публичной дипломатии США? Иван Лошкарёв: Хороший вопрос. Среди исследователей диаспор известна статья Йосси Шайна (Yossi Shain)
«Marketing the American Creed Abroad: Diasporas in the U.S. and Their Homelands», по-русски «Торгуя американскими принципами» - и действительно, когда диаспора общается с Польшей, она не устает напоминать о либеральных ценностях демократии, выражает недовольство консервативным курсом нынешней правящей партии, судебными реформами, и так далее. Заметный эпизод – борьба с запретами на аборты, в Чикаго у консульства были даже протесты членов польской общины по этому поводу. То есть, с одной стороны, можно сказать, что это скорее использование Соединенными Штатами связи с Польшей.
Но, с другой стороны, в вопросах продвижения польских интересов диаспора не менее активна. К настоящему времени основные требования выполнены – Польша и в НАТО, и получает экономическую помощь, и военное сотрудничество развивается. После взрыва «Северных потоков» и энергобезопасность во многом обеспечивается. Но остается ряд небольших тем, которые иногда нуждаются в поддержке государства. Последний из примеров –
история вокруг памятника жертвам Катыни в Джерси-Сити [1] . В 2018 году городской совет решил его убрать, община возмутилась, так как это важный символ жертвенности польского народа. За два года удалось создать массовую кампанию, при поддержке посольства вести переговоры с советом. Памятник оставили, но ненадолго, сейчас планируют перенести. Такого рода темы – национальные монументы, борьба с антипольскими высказываниями отдельных политиков – присутствуют, и здесь община действует в унисон с интересами польского государства. Хотя структура диаспоры тоже непростая, и внутренние разногласия иногда бывают.
Наталья Бурлинова: Одним из элементов публичной дипломатии Польши является карта поляка. Каково актуальное состояние этого проекта, можно ли его считать успешным? Иван Лошкарёв: Для польского государства характерно
разделение диаспоры на несколько частей. Одна из них – западная, вторая – община, возникшая после вступления в ЕС, и третья - «поляки на востоке» - проживающие на постсоветском пространстве в самом широком его смысле. Карта поляка была предназначена как раз для последней категории. По официальным и научным выступлениям можно заметить, что это группа, утратившая польскую исходную идентичность сильнее других. Соответственно, они нуждаются не только в самой сопричастности с государством, но и, например, обучении языку, знакомстве с культурой, литературой, фильмами.
Проект «карты поляка» представлял собой документ, позволяющий снизить стоимость проезда по территории Польши, а также получить бесплатный доступ в культурные учреждения.
(С 2008 до 2019 года право на получение документа имели граждане большинства стран бывшего СССР. Конституционный суд Республики Беларусь в 2011 году признал ряд норм Закона о карте поляка противоречащими нормам международного права). Об успешности проекта можно судить по
числу получивших карту (за 2008 – 2019 – порядка 350 тысяч человек, из них около 300 000 – граждане Беларуси и Украины) [1] . Другое дело, для постсоветских людей нередко это виделось как мостик к чему-то большему – ВНЖ, гражданству и т.д. А это с картой поляка никак не связано, административный барьер в данном случае был сразу обозначен. Но в целом программу можно считать успешной, она позволяет окунуться в культурную среду страны. Польша ведь имеет богатый литературный опыт, множество архитектурных памятников, не говоря уж о наследии собственной религиозной традиции, включая местные культы святых, и т.д. Тем людям, кто «переоткрывает» себя как представителей польского происхождения, это всё очень интересно.