Говоря о сильных сторонах парадипломатии РТ, отметим, что, во-первых,
Республика еще с первых лет после провозглашения широкой автономии обладает развитой сетью международных представительств. Республика добилась значительных успехов в открытии полномочных и торгово-экономических представительств во многих странах мира: в Казахстане, КНР, Финляндии, Швейцарии, Турции, Азербайджане, Узбекистане, ОАЭ, Чехии, Кубе, и многих других государствах. Никакой другой российский регион не может отличиться таким большим количеством представительств.
Именно они служат в интересах культурного и экономического развития РТ, содействуя контактам правительства Республики со странами-партнерами, бизнес-средой или отдельно взятыми диаспорами. При представительствах часто организуется проведение национальных татарских праздников, фестивалей, лекций по изучению языка. Они являются не только культурными порталами, но и помощниками в установлении экономических контактов.
Во-вторых,
Татарстан в значительной степени имеет опору в виде обширной диаспоры за рубежом, которая может лоббировать интересы Республики. Например, Казахстан и Узбекистан - первые государства, в которых были открыты представительства РТ. Несложно выявить закономерность того, что именно здесь проживает самая многочисленная татарская община за рубежом: в каждой из этих стран численность этноса составляет около 200 тысяч человек. При их содействии не только были открыты «Татарские дома», но и многие татароязычные школы.
Украина, Туркменистан, Киргизия насчитывают не менее 70 тысяч представителей татарского народа, многие из них поддерживают связь с исторической родиной. Также наличием нескольких десятков тысяч татар могут выделиться следующие государства: Азербайджан, Турция, США, Китай, Беларусь, Грузия, Молдова, страны Прибалтики, Канада, Финляндия, Польша, Япония. Многие из них не имеют крепких связей с Татарстаном, с некоторыми таковые сегодня не видятся реализованными в полной мере ввиду политических событий.
В-третьих,
РТ принимает участие в международных форумах, выставках и семинарах, способствующих укреплению торговых и экономических связей со многими странами и регионами других государств. Как ранее было отмечено, ежегодно проводимый в Казани саммит «Россия - Исламский мир» действительно подталкивает развитие внешних связей региона на новый качественный уровень.
Для иностранной общественности Татарстан - не только субъект в составе РФ, но и по-настоящему сформировавшийся экономический, духовный и туристический бренд, который привлекает внимание потенциальных партнеров Республики. Участие в международных организациях дает право заявлять региону о своих интересах (ТЮРКСОЙ, подразделения ЮНЕСКО, и т.д.).
Большое внимание Республике уделяется со стороны Исламского мира. Вполне возможно, что РТ сможет достигнуть полноценного членства и в подобных организациях.
В-четвертых,
Татарстан - популярное туристическое направление. Отечественные туристы оценили столицу региона по достоинству еще после 2005 года, когда, по сути, начал формироваться современный имидж Республики. Именно тогда Казань торжественно отметила 1000-летие. С тех пор Правительство РТ взяло курс на активизацию сохранение исторического, культурного и архитектурного наследия, которые к началу нового века были в запущенном состоянии.
В течение последних 10 лет были восстановлены древние города Болгар и Свияжск, чего оказалось достаточным для потока значимого числа туристов из регионов РФ и стран зарубежья. Говоря о зарубежных туристах, Республика становится известной среди них ещё в 2013 году, когда в Казани проводилась Всемирная Летняя Универсиада, собравшая в городе 3,4 млн. туристов, в связи с чем большая часть центра города была преображена многочисленными реставрационными работами и крупными строительными проектами.
В то время при рекордном количестве зарубежных гостей было решено и далее развивать городскую туристическую инфраструктуру и также на правительственном уровне началась разработка бренда Татарстана.
В-пятых, как говорилось ранее,
некоторые страны-партнеры Республики готовы выстраивать отношения по линии инвестиций ввиду благоприятного в Татарстане с точки зрения предпринимательства климата. Именно страны Востока успели реализовать значительные инвестиционные проекты на территории двух особых экономических зон РТ: «Алабуга» и «Иннополис». Китай, Турция и Саудовская Аравия особо преуспели в инвестировании проектов на территории РТ.
В целом, говоря о сильных сторонах парадипломатии РТ становится очевидно, что регион имеет достаточно развитые внешние связи, которые в меньшей степени зависят от ориентиров федерального центра. Татарский народ издревле сотрудничал со многими странами прошлого как по духовной, так и по торговой линии. Даже современная расстановка политических сил и межгосударственные границы не являются особой преградой для налаживания партнерства между Татарстаном и зарубежьем. В моменты кризисных для Москвы внешнеполитических событий правительство региона старается балансировать, тем самым избегая многих отрицательных последствий как для отношений республики, так и для федерального центра.
Говоря об анализе возможностей, стоит начать с того, что в 2022 году Россия «разворачивается» на Восток, основным мостом с которым и является изучаемый в работе регион.
Продолжение курса, начатого в прошлом году, позволит Республике развивать новые проекты при содействии стран ШОС и Китая, ожидается увеличение торговых соглашений и удельного веса совместной с зарубежьем культурной программой.
Первое, что необходимо отметить, это наличие возможностей в поиске новых стран и регионов для взаимодействия. Разумеется, страны Востока имеют разный уровень социо-экономического развития. Множество стран с первого взгляда могут показаться неперспективными ввиду их развивающейся экономики с не самыми высокими показателями во многих сферах деятельности.
Следующий регион, который можно отнести к перспективным для сотрудничества - Южная Азия. Страна, которая обделена вниманием с точки зрения отечественного бизнеса и правительства -
Мьянма. Это государство обладает на сегодняшний день богатым человеческим капиталом. Руководство Татарстана смогло заметить это и провести встречу на высшем уровне в апреле 2022 года. Делегация во главе с Р.Миниханновым и главой Минпромторга РТ А.Каримовым провела дружеский визит в Нейпьидо. Стороны смогли наметить общие точки соприкосновения: азитатская страна может поставлять недорогое сельскохозяйственное сырье, а Татарстан - продукцию автомобилестроения. Налаживание сотрудничества с Мьянмой может открыть для России рынок Индокитая более масштабно.
Следующая возможность для международной деятельности Республики - привлечение новых иностранных инвестиций. В январе 2023 года на Сессии Госсовета РТ обозначили необходимость в увеличении привлекательности Республики для зарубежных инвесторов.
Важным фактором успешного привлечения иностранного капитала является создание специальных зон экономического развития и развитие двух уже имеющихся, где налоговые ставки ниже, чем в остальной территории региона. В данную зону могут заходить иностранные инвесторы, которые заинтересованы в получении значительной экономической выгоды.
Также в Татарстане активно работает уполномоченное
Агентство инвестиционного развития, которое осуществляет поиски потенциальных инвесторов, проводит маркетинговые исследования и оказывает консультационную поддержку в привлечении иностранного капитала.
Привлечение иностранных инвестиций стимулирует рост экономической деятельности в регионе, создает новые рабочие места и способствует наращиванию объемов производства, улучшая качество жизни населения и повышая общее развитие региона.
Прежде чем анализировать слабые стороны парадипломатии Татарстана, необходимо подчеркнуть, что эфффективность подобной деятельности находится пусть в некой степени полномочием региона, но всё же также испытывает определенную зависимость от федерального центра.
Начиная с 2017 года, «подвешенный» статус политической самостоятельности Республики начал понижаться, невзирая на то, что у него мог бы быть иной путь - в сторону укрепления и наращивания автономности региона в целом.
События 2017 и 2022 гг. показали, что Москва намерена окончательно решить вопрос о статусе отношений между РФ и РТ. Это даже привело к первому за всю историю существования изменению Конституции РТ в январе 2023 года, что не встретили с восторгом в политических кругах региона. Теперь официально Татарстан согласно Конституции РТ - не суверенное государство, ассоциированное с Москвой, а полноценная часть России со статусом республики.
Слабая сторона парадипломатии РТ заключается в недостатке юридической базы, которая регулировала бы деятельность Татарстана с различными государствами и иностранными регионами. Про возможность ведения международной деятельности Татарстана говорится в статье 4 Конституции РТ:
«В пределах своих полномочий Республика Татарстан самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях». Данный пункт, к сожалению, содержит мало конкретики. Также отсутствуют законы, которые диктовали бы, каким образом регион планирует свои внешнеполитические и экономические связи. Таким образом, ссылаясь на недостаточную правовую базу, возможно судить, что современный Татарстан - регион без значимой доли автономии, что на самом деле не является правдой, ведь фактически Республика продолжает быть лидером среди всех субъектов РФ (кроме Москвы) по числу подписанных международных соглашений.
Еще одним недостатком, который можно выделить, является
отсутствие четкой стратегии по развитию международных контактов. Этот пункт связан с предыдущим. Ввиду того, что не существует конкретного обозначения того, каким образом необходимо проводить развитие международной деятельности, многие процессы в данной сфере могут происходить спонтанным образом. Единственный орган Республики, который регулирует международную деятельность региона -
Департамент внешних связей офиса Раиса РТ, который также не содержит в открытом доступе какие-либо стратегии и планы.
Отсутствие стратегии, как правило, в случае Татарстана связано с тем, что основная часть международной деятельности Республики представлена торговыми соглашениями, которые часто заключаются между представителями бизнеса. Да, они располагают поддержкой со стороны Правительства РТ, но многие международные сделки являются инициативой бизнес-кругов, а органы местной власти подстраиваются под данные контакты.
Говоря об угрозах международной деятельности Республики, стоит упомянуть, что в 2022 году возникло несовпадение взглядов многочисленной татарской диаспоры, проживающей за границей (в основном в Европе) с татарами Поволжья.