Сергей Петросов: Уверены. Просто потому, что для этого не будет формального повода. Повторюсь, речь идёт о создании международной НПО, и учредителями, и участниками которой будут не российские юридические и физические лица. Опыт создания и функционирования таких организаций у нас уже есть. Да, повышенное внимание мы к себе привлечём безусловно, но: если в порядке учредительные документы, если вся деятельность осуществляется в рамках законодательства, если прозрачны и легальны источники финансирования, если правильно ведутся и вовремя сдаются все формы отчётности, никаких проблем возникнуть не должно.
Наталья Бурлинова: В конце беседы было бы интересно услышать Ваше мнение как российского соотечественника о российской «мягкой силе». Чего нам не хватает?
Сергей Петросов: Очевидно, что отношение к «мягкой силе» и общественной дипломатии в России далеко от того, которого эта сфера заслуживает. Я не знаю причину этого явления, возможно, это традиция и опыт нашего государства, где испокон веков упор делался на доминирующую роль государства, а общественная инициатива не пользовалась должным уважением и вниманием.
Другой вопрос – деньги. Я сам часто сталкиваюсь с стереотипом, что общественная работа не требует денег совсем. Но ведь это очевидное заблуждение. Это такая же сложная работа, требующая личного времени, интеллектуальных и организационных усилий. Невозможно быть добровольцем, да ещё покрывать сопутствующие расходы за счёт семейного бюджета.
Например, возвращаясь к теме консолидации, что под этим подразумевается в физическом смысле? Это прежде всего рабочие встречи и собрания, связь и коммуникации, представительские функции, бензин и стоянка в конце концов. По отдельности всё это мелочи, но эти мелочи складываются в итоге в солидные суммы. И с этой точки зрения странным и неестественным кажется то, что согласно инструкциям, на которые ссылаются наши дипломаты, они не могут компенсировать расходы на Интернет, телефон, аренду офисов координационных советов, расходы по организации рабочих встреч. Но ведь именно это и есть та самая консолидация, которая заявлена главной целью всей государственной политики в отношении соотечественников за рубежом. Это в высшей степени странно и уже привело к тому, что среди моих коллег сложилось устойчивое впечатление, что внешней политикой у нас занимаются не дипломаты, а бухгалтеры. До смешного доходит, когда даже посольства ограничены в своей операционной работе инструкциями Минфина, совершенно не учитывающими особенности работы за рубежом. Поэтому мы и имеем то, что имеем. К слову, моё глубочайшее убеждение заключается в том, что та проблема, которую мы сейчас пытаемся решить военным путём, могла быть вполне и гораздо более успешно решена «мягкой силой» при условии системной и умной работы в течение последних 15-20 лет.
Таким образом, проблема российской «мягкой силы» - в комплексе причин из ментальности, традиций, финансирования и общего отношения.
И это отношение нужно менять, и менять как можно быстрее. Рано или поздно из сложившегося кризиса придётся искать пути выхода и восстановления отношений с Западом. И в этой ситуации я вижу огромную роль русской диаспоры. Она может и должна сыграть если не решающую, то очень важную роль в возвращении к нормальной жизни и нормальным отношениям с Западом. К этому моменту мы должны подойти максимально подготовленными, организационно оформленными, с информационной и материальной базой, а не начинать снова аврально решать насущные проблемы. Как показывает практика, ничего хорошего с таким подходом не выходит.