Это явное недоразумение, тем более понятное, чем лучше и чем глубже мы всматриваемся в историю Египта и его культуру. Египетская религия никогда не была ни политеизмом, ни монотеизмом, она была сложнее и объёмнее. Она представляла собой генотеизм, то есть такую религиозную систему, которая среди множества богов выделяет одного верховного Бога, от которого все произошли, стали его воплощениями и получили от него свои роли. Имена, функции и даже черты этого Бога менялись в различные эпохи и отличались в разных центрах религиозной мысли. Так, в Мемфисе, древней столице Египта, особо почитали Птаха, в Фивах, столице Нового царства, – Амона, в Гелиополе царём богом был Ра, и он же почитался таковым по всей стране. Причём на восходе солнца он был Хепри, днём – собственно Ра, вечером – Атум, а ночью, невидимый, путешествующий по загробному миру Дуату, отождествлялся с Сокаром. Но жрецы Амона не враждовали со жрецами Птаха или Ра, и все эти многоликие образы Единого Бога прекрасно уживались, дополняя друг друга, насыщая новыми глубокими смыслами. Картина мира древних египтян оставалась целостной и непротиворечивой.
Таким образом, ниспровергая сонм богов и продвигая одного, который и богом-то не был, а был только символом Бога, диском солнца, Эхнатон рвался в открытую дверь. Но его экстравагантные реформы привели к обрушению картины мира египтян и, в конечном счёте, всего здания цивилизации, фундаментом которой неизменно оставалась вера. Власть фараона была сакральной и абсолютной, противостоять ей не мог никто, но для египтян стало шоком, что живой бог сам, как мы сказали бы, рубит сук, на котором сидит, уничтожает легитимность своего правления, а небесные боги никак не могут противостоять еретику на царском троне.
«Мягкая сила» Древнего Египта превратилась в его слабость. Всё, что составляло несущие опоры этой «мягкой силы», подверглось тяжелейшим испытаниям. Правители земель, зависимых от египетской державы, писали фараону о своих проблемах, молили прислать золото и воинов, но Эхнатона больше государственных заботили религиозные дела, как он их понимал. Он царствовал слишком долго для фараона-еретика, семнадцать лет, и за это время авторитету Египта в мире был нанесён невосполнимый урон. Богатство и величие страны остались, их невозможно растратить за подобный срок, но власть египетских царей теряла уважение, а это было куда опаснее. Всё новые и новые враги поднимали головы, и территория, подвластная Египту, стала быстро сокращаться – впервые после гиксосов.
История фараона Эхнатона показывает нам, что «мягкая сила» великой державы эффективна тогда и только тогда, когда её питает внутреннее единство. В стране, разобщённой смутой, с властью, которая подрывает основы своей легитимности и приносит политический реализм в жертву романтическим иллюзиям, «мягкая сила» приобретает отрицательный вектор. Страна, допустившая смуту, перестаёт быть понятной окружающим, и чем сильнее в прошлом было почтение к ней, тем сильнее начинают её презирать, как изменившую самой себе, тому лучшему, что было в ней. Ей перестают верить, её образ теряет привлекательность, она больше не может добиваться своих целей ненасильственными методами – а для того, чтобы прибегать к насильственным, к «жёсткой силе», у неё уже не хватает ресурсов. И даже когда ресурсы есть, возникают проблемы с мотивацией и верой; мы это увидим в Египте ещё через 500 лет.