Статья

Адаптация дипломатических практик в постковидное время: цифровизация дипломатии

Юлия Шипкова
  • Юлия Шипкова
    Студентка Факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Пандемия Covid-19 оказала серьезное воздействие на мировую политику и внешнюю дипломатию. Россия, как активный участник мировых дел, неизбежно столкнулась с изменениями в своей публичной дипломатии. В статье рассмотрены влияние пандемии Covid-19 на трансформацию публичной дипломатии в России, роль технологий и цифровизации в этих изменениях, а также возможности и вызовы для российской публичной дипломатии в условиях постпандемического мира.
Вместе с вызовами и трудностями, связанными с пандемией, пришли новые возможности и перспективы для развития внешней политики и дипломатии. В последние годы развитие информационных технологий и цифровых коммуникаций приобрело особую важность, ставя под сомнение традиционные методы ведения дипломатии. В этом контексте Россия вынуждена пересмотреть свои подходы и стратегии, чтобы адаптироваться к новым вызовам и реалиям, которые предъявляет мир в постковидный период [5].

Цель исследования заключается в анализе влияния пандемии Covid-19 на трансформацию публичной дипломатии в России. Основываясь на существующих данных и академических исследованиях, исследование ставит перед собой задачу провести анализ трансформаций, происходящих в системе коммуникации и воздействия внешней политики России в свете вызванных пандемией изменений.
Технологии и цифровизация оказали значительное влияние на методы публичной дипломатии после пандемии COVID-19. В условиях ограничений на международные поездки и проведение массовых мероприятий, многие страны перешли к активному использованию цифровых инструментов для поддержания внешних связей, коммуникации с мировым сообществом и продвижения своих интересов на международной арене [3].

Одним из примеров использования технологий в публичной дипломатии после COVID-19 является активное применение видеоконференций и онлайн-презентаций для проведения виртуальных дипломатических встреч, конференций и переговоров [1]. Это позволяет руководителям стран, министрам и представителям дипломатических служб эффективно взаимодействовать с коллегами из других стран, не выезжая за пределы своей страны.

Мария Захарова, официальный представитель МИД России, отметила, что после эпидемии дипломаты России изменили свои рабочие методы. Она привела пример двусторонних соглашений, которые теперь подписываются онлайн. В частности, таким образом был зафиксирован Договор об основах отношений между Россией и Антигуа и Барбудой, который был подписан во время онлайн-конференции министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и премьер-министром Антигуа и Барбуды Гастоном Брауном: «Вот как выглядит в новой реальности подписание двусторонних договорённостей с зарубежными коллегами. В наши дни это тоже стали делать онлайн».

Кроме того, социальные медиа и цифровые платформы стали основными инструментами для распространения информации и продвижения национальных интересов. Публикации в социальных сетях, создание цифрового контента, вебинары и онлайн-обучение используются для укрепления образа страны за рубежом и привлечения внимания к ключевым инициативам и событиям.

На крупнейшем мировом видеохостинге YouTube МИД РФ размещает видеозаписи с конференций, отчетных сессий и выступлений о дипломатических отношениях. Также официальная страница МИД РФ в социальной сети vk.com регулярно обновляется фото- и видеоматериалами, информирующими о деятельности министерства [1,2]. Пользователи могут также перейти на другие социальные платформы, где зарегистрирован МИД РФ (телеграм). Так, в 2020 году аккаунт МИД России в Twitter вошел в ТОП-5 самых популярных страничек министерств иностранных дел; официальный аккаунт Кремля в Twitter занимает 29 строчку рейтинга по числу подписчиков, достигая цифры в 3 млн. Это обеспечивает широкий охват пользователей контентом с фото- и видеоматериалами.

Другим примером воздействия цифровизации на публичную дипломатию после пандемии является использование аналитики данных для понимания потребностей и настроений аудитории. Это позволяет лучше адаптировать коммуникационные стратегии и создавать более целенаправленные и эффективные сообщения [4].

В последние годы были разработаны программы обучения специалистов по цифровой дипломатии. Например, МГИМО представил курс "Цифровая дипломатия и медиаполитика загранпредставительств" в своей программе магистратуры с 2019 года. Также ректор Дипломатической академии России, Александр Яковенко, выделяет подготовку цифрового будущего российской внешней политики как приоритет для учреждения. В его планах - создание дипломатической цифровой библиотеки, дипломатического цифрового словаря, цифровой платформы DATFLEX и другие проекты. На открывшейся Международной выставке-форуме "Россия" на ВДНХ 1 марта было объявлено [6] о запуске нового Цифрового факультета в МГИМО. Поддерживаемые Российским обществом "Знание" и программой "Приоритет 2030", представители МГИМО вместе с экспертами из АНО "Цифровая экономика" и Института системного программирования имени В.П.Иванникова РАН представили цикл мероприятий под названием "Создаем Цифровой факультет МГИМО вместе".

Ректор и академик РАН Анатолий Торкунов объявил о намерении создать Цифровой факультет, который сформирует квалифицированных специалистов и станет основой для дальнейшего развития университета. Декан Факультета международных экономических отношений МГИМО МИД России, Олег Пичков, подчеркнул в своем выступлении на форуме важность цифровых технологий для современной мировой экономики и международных отношений, отметив, что эти процессы идут в ногу с четвертой промышленной революцией. Курс по цифровым дисциплинам станет неотъемлемой частью образовательных программ нового факультета, ориентированных на цифровизацию и инновации в международной деятельности.

Но, как подчеркнул посол Сингапура в США Ашок Мирпури: "Работа онлайн — это ненастоящая дипломатия. Вы отправляете дипломатов в столицы других стран для того, чтобы они могли лично участвовать в переговорах, делиться конфиденциальной информацией и оценками. Строить доверие и действовать на его основе — это процесс, включающий в себя много нюансов, которые нельзя достичь в онлайн".

Этого мнения придерживается и Иво Даальдер, бывший посол США в НАТО при администрации президента Обамы: "Основная работа дипломатии совершается на встречах лицом к лицу. Это включает в себя разговоры тет-а-тет, уговаривание и укрепление доверия. Это трудно сделать через Skype, и совершенно невозможно, если вам нужно выстраивать отношения с нуля. Дипломатия без встреч лицом к лицу превратится не в процесс достижения компромисса и поиска взаимопонимания, а скорее, в простой обмен мнениями".
Photo by Egor Myznik on Unsplash
Использование ChatGPT для создания дипломатических текстов, от комментариев к текущим событиям до выступлений в ООН, может значительно улучшить процесс общения и повысить понимание между различными странами. Однако по мнению [7] эксперта E – International Relations Феликса Манца, ChatGPT также может представлять серьезные проблемы для дипломатии.

В частности, использование ChatGPT для получения информации о мировых событиях может столкнуть пользователей с предвзятой или даже ложной информацией, создавая альтернативные реальности и усугубляя разрыв между объективной реальностью и воспринимаемой искусственным интеллектом. Подобные искажения фактов могут способствовать появлению чувства отчуждения и недовольства среди общества, что в свою очередь усиливает популизм и подрывает доверие к дипломатам и дипломатическим учреждениям.

Кроме того, возможность использования ChatGPT для создания фальшивых исторических документов, служащих основой для распространения вирусных теорий заговора, является еще одним недостатком такой технологии. Сложная лексика и исторические нюансы, которыми обладает ChatGPT, могут способствовать генерации контента, который продвигает политический экстремизм и подрывает культуру компромисса, что является вредным для дипломатических усилий.

Также важно отметить, что ChatGPT может воспроизводить стереотипы и поддерживать неравенство между различными регионами мира. Это может быть негативно влиять на образ страны и ее репутацию, а также увеличивать недоверие к дипломатическим учреждениям. В целом, необходимо тщательно относиться к использованию ChatGPT в дипломатической сфере, учитывая потенциальные риски и воздействие на общественное мнение и международные отношения.

Цифровизация в международных отношениях представляет как новые возможности, так и серьезные риски. Использование искусственного интеллекта (ИИ) для военных целей, таких как развитие автономных систем, может стать источником опасности и усложнить принятие решений в конфликтных ситуациях. Распространение дипфейков и фейковых новостей через цифровые технологии может привести к дезинформации общественности и усилению международных напряженностей.

Кроме того, уязвимость кибератак ставит под угрозу международную безопасность и конфиденциальность. Использование цифровых технологий для нарушения прав человека, массового контроля и подавления протестов, угрожает демократическим ценностям и международной стабильности. Неравенство доступа к цифровым технологиям также может углубить различия между странами, внося вклад в международные конфликты.

Для смягчения этих рисков необходимо разрабатывать международные нормы и правила, чтобы обеспечить безопасное использование цифровых технологий в международных отношениях. Использование ИИ в международной дипломатии может значительно улучшить эффективность процессов принятия решений и повысить уровень доверия между сторонами.

Однако, необходимо учитывать риски, связанные с использованием ИИ, такие как технологическое отставание некоторых стран и возможность неравного доступа к технологиям. Поэтому важно развивать системы ИИ с учетом гуманитарных целей и обеспечивать их доступность для всех стран и обществ.
Социальные сети, видеохостинги, мессенджеры и другие электронные площадки Web 2.0 используются как мощный инструмент для проведения агитационной работы официальных дипломатических ведомств. Эти ресурсы не только помогают продвигать "мягкую силу" за рубежом, но и формировать реальную политическую и информационную повестку, влиять на общественное мнение и координировать деятельность в зарубежных странах.

Из вышесказанного понятно, что дипломатия лишь отчасти может быть переведена в онлайн-формат, по крайней мере с использованием существующих технологий. Несомненно, будет проводиться все больше виртуальных мероприятий. Однако, необходимость личного общения сохранится, и дипломатические миссии в другие страны и официальные визиты лидеров стран будут продолжаться.

Чтобы преодолеть вызовы цифровизации в международных отношениях, необходимо уважать принципы прозрачности, справедливости и сотрудничества, содействуя разработке ответственной цифровой дипломатии и обеспечивая устойчивое развитие в цифровом мире.
Библиографический список:
1. Бурлинова, Н.В. Публичная дипломатия России в эпоху COVID-19. Ежегодный обзор основных трендов и событий публичной дипломатии России в 2020 г : Доклад No 71 / 2021 / Н. В. Бурлинова, М. С. Чагина, В. С. Иванченко. – Москва: Некоммерческое партнерство «Российский совет по международным делам», 2021. – 36 с. – ISBN 978-5-6044863-4-4. – EDN SAJCEE.
2. 10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России. Экспертный обзор российской публичной дипломатии в 2018-2019 гг : Доклад №52 / 2020 / Н. В. Бурлинова, П. И. Василенко, В. С. Иванченко, О. И. Шакиров. – Москва: Некоммерческое партнерство «Российский совет по международным делам», 2020. – 58 с. – ISBN 978-5-6042567-3-2. – EDN BTVZUU.
3. Лебедева М.М., Зиновьева Е.С. Специфика международных переговоров в эпоху цифровизации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2023. Т. 23, No 1. С. 144—156. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2023-23-1-144-1...
4. Джамалов Ф.О. Вызовы цифровой эпохи на ведение дипломатии в период глобализации и пандемии коронавируса // Актуальные исследования. 2021. №10 (37). С. 83-86. URL: https://apni.ru/article/2020-vizovi-tsifrovoj-epok... (дата обращения: 30.11.2023)
5. Джамалов, Ф.О. Мир после пандемии коронавируса (видение общественно-политических, экономических, гуманитарных и иных последствий пандемии коронавируса) / Ф. О. у. Джамалов // Поствирусный мир. Актуальные вопросы социально-экономического и культурного развития: сборник научных статей / под редакцией О. В. Архиповой и А. И. Климина; Ассоциация «НИЦ «Пересвет». – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "Фора-принт", 2020. – С. 7-12. – EDN ZRGWEJ.
6. На выставке «Россия» дан старт созданию нового Цифрового факультета МГИМО. Дата обращения 24.03.2024. https://mgimo.ru/about/news/main/russia-digital-dep-01-03-24/
7. E-International Relations. "Deep Structures and IR: Preliminary Reflections from Within Dark Academia". Дата обращения 24.03.2024. https://www.e-ir.info/2023/02/10/opinion-deep-structures-and-ir-preliminary-reflections-from-within-dark-academia/

Обложка: Выставка "Россия". Экскурсии для участников Всемирного фестиваля молодежи-2024 по павильонам выставки "Россия". Источник: Фотохост-агентство РИА Новости.