«КД»: А как же роль СМИ?
Алексей Фененко: Верно, третий механизм - продвижение позитивного образа США через СМИ. Вам подается это в качестве альтернативы, во-первых, собственной системе, во-вторых, просто потому, что это должно вам нравиться. Американцы делают упор на следующих вещах: а) их культура массовая, в отличие от европейской элитарной; б) демократическая - которая доступна для понимания широким массам; в) их культура легко усваивается. Я бы еще сюда добавил четвертого «кита» массовой культуры – она не требует большого образования и большого труда. Посмотрите на феномен «поп-музыки»: от вас часто не требуется сложного классического музыкального образования – достаточно немного уметь играть на гитаре или барабане, и вы уже считаете себя большим музыкантом. И это очень хорошо воздействует на массовое сознание.
Наконец, четвертый механизм - технологии двойного назначения. В сфере образования, культуры создается большое количество фондов. Они организовывают конференции, всевозможные школы, институты. Их тематика – сугубо научная, и на что-то большое они даже не покушаются. Но, во-первых, у вас создается альтернатива вашим университетам и образованию вашей страны, окно возможностей, где вы «свой» и где вас ждут. Во-вторых, формируется «сетевой банк данных» - вас фиксируют, заносят в определенный список, поощряется определенный сетевой проект, где продвигается какая-то научная идея. Пусть даже это будет изучение творческого наследия Пушкина, но формируется определенная автономная идентичность – мы «свои» друг для друга, но не свои для местной национальной системы образования. В-третьих, эти школы, институты, конференции можно при желании легко развернуть на политическое поле. В определенный момент весь этот «банк данных» может стать молодыми политиками, которые сначала выдвинут какой-нибудь политический проект, а затем их можно будет вывести и на улицу. То есть вдруг, как грибы из-под дождя, у вас вырастет целая группа автономных политических личностей.
Можно таким образом мониторить настроения в вашей стране. Для чего фонды проводят всевозможные конференции, где, например, допускается (а зачастую даже инициируется) критика США? Именно для того, чтобы выявлять позиции и различия в экспертном сообществе. Кто придерживается радикальных взглядов, кто – умеренных, с кем можно работать, с кем – нельзя. Проходит уже малостоящий в финансовом отношении мониторинг деятельности.
И, наконец, «мягкая сила» позволяет вам навязывать другому обществу ложный дискурс. Вам вбрасывается некая идея, вы начинаете негодовать, критиковать и не замечать чего-то реального. Например, проблема экспорта энергоресурсов с Каспия. Я помню, сколько было круглых столов, конференций по этой теме во второй половине 1990-х годов. Кто только не ругал американцев по Каспию… Мы сами себя распаляли, ссорились с европейцами, и никто не замечал тех немногих экспертов, которые говорили, что Сталин еще в 1942-м году сказал, что пик добычи энергоресурсов на Каспии уже пройден. То есть представьте, что там осталось сейчас, если пик добычи каспийских углеводородов был пройден в 1941 году. Но все тонуло в идее, что Каспий – это новый Ближний Восток. В итоге мы сами рассказали американцам, сколько на Каспии залежей, что там есть, чего там нет, разругались с европейцами и возник прекрасный жупел, как можно нами руководить. А это была всего-навсего рукотворная идея.
Но нет ничего нового в политике «мягкой силы» - именно эту политику проводила Франция в период своей гегемонии ХVII-XVIII веков – от Вестфальского мира до конца Наполеоновских войн. И французские короли действовали ровно по тем же лекалам в рамках Вестфальского порядка, по которым сейчас действуют США.