"Креативная дипломатия" ("КД"):
Как отмечают многие эксперты, пик популярности «мягкой силы», который в основном пришелся на 2013 год, уже прошел. Стоит ли России и вовсе развивать данное направление, есть ли в этом смысл? Как в целом стоит понимать "мягкую силу"? Наталия Иванова: Концепция «мягкой силы», которую американский ученый Джозеф Най сформулировал в своей книге «Обязаны быть лидером» еще в 1990 году, действительно в российский политический и научный дискурс «пришла» только в 10-е годы XXI века. Легитимировало дискуссию включение понятия в Концепцию внешней политики РФ в 2013 году.
В документе «мягкая сила» определяется как «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии». [1] Однако в официальном подходе не нашла отражение критичная для «мягкой силы» категория – основа всей концепции – привлекательность.
А именно привлекательность – главное ноу-хау концепции Дж. Ная, которое и отличает «мягкую силу» от гуманитарного сотрудничества, общественной дипломатии, пропаганды и всего остального, чем ее в последствии стали периодически подменять в отечественном научном и публичном дискурсе. По Наю привлекательность – это наличие у государства реального содержания, будь то ценности, образ жизни, уровень экономического развития, богатая культура и, развивая эту логику, международный проект, программа сотрудничества для бизнеса и т.д. И это привлекательное содержание должно быть объективно интересно партнерам – другим государствам – и вызывать у них желание сотрудничать с ожиданием конкретных результатов.
Ректор МГИМО Анатолий Васильевич Торкунов в своей статье «Международная среда: стимул и источник модернизации» обратил внимание на очень важный аспект концепции «мягкой силы». Он говорит, что объективную притягательность современной России, которая складывается из огромного рынка, относительно высоких (по сравнению с некоторыми ближайшими соседями) стандартов жизни и комфортности культурного существования в русскоязычной среде для жителей окружающего ареала необходимо отличать от механизмов управления «мягкой силы». И это действительно две разные составляющие этого явления: одна из них – это про реальное содержание – что государство из себя представляет и что может предложить внешнему миру, а вторая относится исключительно к технологии донесения этого содержания до зарубежных аудиторий и управления этой коммуникацией таким образом, чтобы быть адекватно понятыми и достичь нужных, изначально запланированных результатов.
В этом смысле, мне кажется, сегодня в России сделано немало по части развития коммуникативной инфраструктуры, отвечающей за донесение позиции. Реформированы ключевые СМИ, ориентирующиеся на иновещание. В 2013 году на базе информагентства РИА «Новости» и радиостанции «Голос России» создана медиагруппа «Россия сегодня». К трем языкам вещания телеканала RT добавились информационные порталы на немецком и французском языке. RT круглосуточно доступен 700 миллионам зрителей по всему миру. В 2014 году заработал ресурс Sputnik с десятками хабов в иностранных государствах. На базе «Российской газеты» развивается аналитический проект, ориентированный на международную экспертную аудиторию, Russia Beyond the Headlines. Вкладки RBTH выходят в ведущих зарубежных СМИ, среди которых The Daily Telegraph, Le Figaro, Handelsbatt, El Observador, La Razon и др. Созданы фонды по поддержке публичной дипломатии и международных проектов гуманитарного сотрудничества: Фонд имени А.М. Горчакова, фонд «Русский мир». Предложены механизмы полноценного вовлечения России в международную экспертную дискуссию через площадки Российского совета по международным делам (РМСД) и ежегодные «Валдайские встречи» российских лидеров с зарубежными экспертами. По треку публичной дипломатии появляется немало гражданских инициатив, например, «Креативная дипломатия». Все эти решения, количество которых не исчерпывается мною перечисленными, безусловно, усилили возможности России по разъяснению своей позиций на мировой арене. Теперь, на мой взгляд, необходимо сфокусироваться на проработке аспекта «привлекательное содержание» - системно осмыслить, что Россия может предложить миру, и подумать об «упаковке» этого содержания в проекты, программы сотрудничества.