"КД": Хорошо, мы обсудили то, как бизнес влияет на имидж страны. Но есть и обратный эффект - имидж страны как надежной или не очень надежной, безусловно, также влияет на то, как воспринимается бизнес, имеет ли с ним смысл работать. Мне бы хотелось услышать Ваше мнение по этому поводу: действительно ли какие-то политические события, например, в России, влияют на восприятие российского бизнеса (у Вас все-таки есть опыт в международной бизнес-среде)? И также, если действительно это имеет значение, почему бизнес тогда так неактивен в сфере "мягкой силы" России, почему он не вкладывается в это?
Иван Кисеев: Это тоже два замечательных вопроса. Я начну отвечать с последнего. По моему глубокому убеждению, бизнес заинтересован в "мягкой силе", вкладывается активно, занимается этими вопросами тогда, когда его приоритетом является экспорт или работа на внешних рынках. У нас в стране ситуация складывалась долгое время таким образом, что за счет высоких цен на энергоресурсы экспортировать интересно было в основном только их [энергоресурсы]. Соответственно, на все заработанные деньги можно было купить всё, что угодно, соответственно, у нас развивался больше импорт. Помимо нашего "чёрного золота", всё остальное мы импортировали. Выход для наших бизнесменов на внешние рынки, за исключением нескольких ключевых отраслей, не был приоритетом. Сейчас ситуация изменилась. Нефть стоит совершенно другие деньги - я не эксперт, но полагаю, что мы не скоро еще увидим повышение цен на энергоресурсы. Структура должна меняться, и наш бизнес будет все больше и больше смотреть на внешние рынки, выходить на внешние рынки и пытаться использовать для этого весь инструментарий, потому что мир стремительно меняется. Если наши бизнесмены захотят быть успешными там и зарабатывать, им придется играть полностью по правилам, которые там действуют. Так что те, кто захотят, вложатся.
Теперь что касается первого вопроса. Имидж страны, безусловно, влияет на восприятие игроков в бизнес-среде. Есть определенные отношения и, конечно же, стереотипы, но тут я должен отметить долгосрочный характер. Этот тренд отношения к бизнесмену из конкретной страны складывается в достаточно долгой, протяженной перспективе. Сиюминутным воздействиям или явлениям этот тренд не очень подвержен, то есть нельзя сказать, что после какого-то яркого или громкого события вдруг меняется отношение, скажем, к российскому бизнесмену за рубежом или к бельгийскому бизнесмену за рубежом. Это отношение - как продукт, результирующий вектор, который собрался за долгий период времени. Достаточно тяжелый корабль, который разворачивать сложно. Можно потихоньку изменять это впечатление, но каким-то резким зигзагам оно не подвержено. Соответственно, с одной стороны это хорошо, если у вас такая хорошая репутация и ее сложно подмочить, но, а что касается случаев, когда репутация не очень хорошая, то это естественно отрицательный фактор. Нужно очень долго работать, чтобы её исправлять.
Мне кажется, что у российских бизнесменов (мое впечатление) репутация нормальная, мы прошли тот этап, когда русские богатые люди воспринимались либо какими-то бандитами, или... не знаю, людьми, которые незаконно обогатились. Хотя, безусловно, это еще имеет место, но все-таки нет такого распространенного стереотипа, что с русскими нельзя иметь дело или бизнеса не получится. С другой стороны, конечно, как всегда, это можно улучшать и нужно улучшать. Над этим нужно работать бизнесу, хотя как таковой выраженной работы, направленной на изменение имиджа, наверное, не ведется. Может быть, её вести целенаправленно и не нужно, потому что все-таки улучшение имиджа бизнесмена - это проведение успешных сделок и улучшение благосостояния. Дела говорят за них больше, чем они могли бы сделать благодаря пиару или публичным акциям.
"КД": Вы упомянули, что для того, чтобы изменить в целом восприятие бизнеса и страны, нужно время. Вот как общественная дипломатия, "мягкая сила" могут в этом случае работать, на том же примере санкций? То есть может ли неформальная, неофициальная дипломатия как-то сдвинуть переговорный процесс по поводу санкций, как-то в целом изменить обстановку, отношение? Действительно ли здесь есть какой-то потенциал?
Иван Кисеев: Да, я считаю, что потенциал, безусловно, есть. Может быть, не напрямую влияние на переговорный процесс, но опосредованное влияние на такие явления общественная дипломатия и "мягкая сила" имеют. В первую очередь, я вижу следующий путь, следующую точку приложения: российская "мягкая сила" и общественная дипломатия, взаимодействие по неофициальным каналам с гражданами, организациями в других странах с целью разъяснения ситуации, с целью ознакомления этих людей или организаций с Россией, с действительностью, реальным положением очень сильно будет помогать разоблачению некоторых стереотипов, которые сейчас навязываются общественному мнению там, и будут заставлять людей, которые все-таки хотят задумываться, анализировать критически происходящее. Нам нужно не заставлять их выходить на демонстрации, а дать им другую картинку происходящего. Наличие двух разных картин или интерпретаций одного и того же события, одного и того же событийного ряда думающего человека в любом случае спровоцирует на какие-то выводы. Нам очень важно, чтобы они начали думать и делать выводы, а не присоединяться к массовой истерии, которая разгоняется, к каким-то лозунгам и другим, так скажем, не очень интеллектуальным процессам, которые сейчас там имеют место. Нам нужно заставить их думать. Для этого "мягкая сила" и общественная дипломатия - идеальнейшие инструменты.