Обратимся к истории. В конце 2008 г., в рамках Межгосударственного договора о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли, "Газпром нефть" купила 51% акций предприятия от сербского правительства и получила
право операционного управления компанией. Ситуация перед приходом "Газпром нефти" была непростой: компания была убыточной, никакой стратегии не было, добыча падала, не инвестировалось в переработку и сбыт, зато в НИС работало намного больше сотрудников, чем нужно компании такого масштаба, и вся система управления была, мягко говоря, неэффективной.
"Газпром нефть" приняла на себя обязательства, которые должны были вывести компанию из комы, в которой она находилась, в том числе инвестиции в НПЗ и программа добровольного ухода сотрудников. Уже через несколько лет менеджмент под руководством К.А. Кравченко выполнил все обязательства "Газпром нефти" перед Сербией и полностью реформировал компанию: увеличил добычу и переработку, модернизировал НПЗ в срок, увеличил долю рынка в Сербии до максимума, вывел компанию на рынки Румынии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Венгрии, и запустил собственную электрогенерацию. Увеличились инвестиции, прибыль, налоги, сократилось количество сотрудников, была сформирована современная система корпоративного управления. Очень скоро НИС стала самым успешным сербским предприятием среди 500 самых успешных компаний Центрально-Восточной Европы [1] и получила шведскую награду «East Capital Award» в категории
«Открытие года» в 2013.
"Газпром нефть" пришла в НИС буквально спустя несколько недель после газового кризиса в январе 2009 г., и менеджменту с самого начала пришлось бороться с сильным негативным контентом, который генерировался на Западе. Присутствие российских энергетических компаний в Европе в мейнстримных европейских политических кругах чаще всего рассматривается как очередное «оружие Кремля»,
«длинная рука Путина». С другой стороны, благоприятно настроенные стейкхолдеры от компаний с российским участием не всегда рады рыночному и корпоративному поведению, а ожидают проявления некой заботы и понимания. В таких условиях, компания должна сосредоточиться на выстраивании
level playing field для себя.
В этой связи менеджмент НИС придерживался аполитичности как принципа работы во внешних связях, в PR и в рамках программ социальной ответственности, а также одинаковой открытости в отношениях с стейкхолдерами из разных стран.