БРИКС и мировые тенденции
«КД»: Какую альтернативу миру может предложить БРИКС? Насколько реальна в самом блоке интеграция с учетом гетерогенности и географической отдаленности друг от друга?
Ярослав Лисоволик: БРИКС - это уникальная группировка, которая являет собой нечто новое в процессе интеграции, потому что это не структура «ядро-периферия», а это больше структура, которую можно ассоциировать с репрезентативностью данной группировки во всех крупнейших и важнейших регионах мировой экономики. Дистанция с этой точки зрения не столько является «проклятием» для интеграции, сколько в какой-то степени может иметь и определенные выгоды. Потому что экономическое сближение, когда оно происходит между такими крупными экономиками, как страны БРИКС, становится более дозированным, более равномерным.
Отчасти за счет этой огромной дистанции, которую мы видим между странами БРИКС по отношению друг к другу, сокращается дистанция этих стран-членов по отношению ко всем регионам развивающегося мира. И каждая из стран БРИКС имеет очень важную роль с точки зрения региональной интеграции. Наверное,будущее развитие интеграционной группировки БРИКС заключается не только и не столько в форсировании экономической интеграции между крупнейшими странами-членами группировки БРИКС, а в том, чтобы налаживать взаимодействие и сотрудничать друг с другом по созданию своего рода сети альянсов, интеграции интеграций, которые заключаются в усилении региональной интеграции каждой из стран в своем регионе и за счет этого - в усилении взаимодействия между этими региональными интеграционными группировками.
Таким образом, как отмечали в начале года представители российского МИДа, формат «БРИКС+», который был заявлен Китаем в прошлом году, может стать основой для «интеграции интеграций». И, таким образом, такой новаторский подход к видению интеграции может отчасти разрешить сомнения относительно того, что перспектив для взаимодействия между странами БРИКС практически нет.
Кстати, надо отметить, что последние данные по торговле между странами БРИКС показывают последовательное наращивание темпов роста торговли по мере того, как и темпы роста улучшаются - не только в Индии и Китае, которые и так всегда показывали высокие темпы роста, но и в остальных странах БРИКС.
Поэтому я бы сказал, что есть и определенные выгоды в этом факторе расстояния, который дает возможность для стран БРИКС найти какие-то новые подходы к интеграции, не связанные с формированием какого-то ядра, а связанные с формированием более разветвленной, более инклюзивной модели интеграции, которая идет на пользу не только самим странам БРИКС, но и их региональным партнерам.
«КД»: Могли бы уточнить, в чем выгода для отдельных внешних партнеров? Возьмем условно Вьетнам. Более-менее ясно, в чем для него выгода от взаимодействия с Россией, Индией, с тем же Китаем, с которым у Вьетнама не очень простые отношения, но есть еще Бразилия и ЮАР. Или берется во внимание выборочное сотрудничество, а не целиком со всем блоком?
Ярослав Лисоволик: Для таких стран важно иметь доступ к более разветвленной сети альянсов, и чем более разветвленной она является, тем больше опций у той или иной страны с точки зрения продвижения своей продукции на зарубежные рынки. И пусть даже это будут достаточно отдаленные рынки, если мы говорим об африканском регионе или Латинской Америке для Вьетнама. Это тоже определенные опции и возможности - и чем больше их, тем лучше воспринимается страна, тем лучше воспринимается этот регион с точки зрения потенциальных альянсов. И поэтому очень успешны такие страны, как Южная Корея, как Чили, которые являются лидерами в мировой экономике, как по числу, так и по качеству разветвленности этих альянсов, двусторонних и многосторонних, в мировой экономике.
Для такой страны, как Вьетнам, встроенность в такого рода сеть, которую представляет собой «БРИКС+», - подключение к торговой площадке, где обмениваются на очень широкой основе торговые преференции с самыми разными и самыми отдаленными регионами мира. И вот такого рода участие в «интеграции интеграций» открывает возможность не просто для взаимодействия с отдельными странами, а уже для вхождения в целые регионы. Для Вьетнама это тогда уже не просто Россия или Казахстан, это практически весь постсоветский регион. Если Вьетнам участвует в сети этих альянсов на основе «БРИКС+» и если Южная Азия подключается к системе «БРИКС+», для Вьетнама это тогда - более активный вход в Южную Азию. А это уже регион, который достаточно близко находится к Вьетнаму.
Здесь действительно резко расширяются возможности и упрощаются возможности доступа, которые идут уже не через многочисленные двусторонние альянсы с отдельными странами, а уже в рамках соглашения с региональными интеграционными группировками - на общих, понятных правилах. Это снижает, с одной стороны, издержки по экспорту продукции, по продвижению продукции за рубеж. А, с другой стороны, очень серьезно повышает и авторитет, и возможности, и вес этой страны в международных экономических отношениях с точки зрения возможности формирования альянсов, как в торговой и инвестиционной сферах, так и в международных организациях, кстати, тоже.
«КД»: Перейдем к тенденциям в мировой экономике и международных отношениях. Не могу не вспомнить последние события в отношениях между США и Турцией (война пошлин и падение турецкой лиры по отношению к доллару - прим.). В принципе с приходом Трампа такие сюжеты уже не редкость. Как Вы думаете, то, что сейчас инициируется во внешнеэкономической политике США, приведет в итоге к дедолларизации? Для кого эта идея будет и уже является привлекательной?
Ярослав Лисоволик: Дедолларизация - это тренд, который мы видим и в отдельных регионах, и в том числе евразийском регионе. Последние годы показывают последовательное снижение доли доллара во взаимных расчетах. Все страны Евразийского экономического союза показывали снижение долларизации с точки зрения хранения населением своих средств в банковской системе, в большой степени идет переключение на национальную валюту.
Мы (ЕАБР - прим. «КД») также как банк развития видим намного больший интерес со стороны контрагентов в осуществлении операций в национальных валютах. Если брать в целом мировую экономику, мы видим повышенный спрос на новые резервные валюты - не только использование доллара и евро, но и диверсификацию вложений своих резервов со стороны мировых центральных банков в новые активы. Поэтому действительно на фоне такого спроса на новые резервные валюты эти валюты будут появляться, прежде всего, среди валют развивающихся рынков, и здесь юань - один из таких наиболее активных игроков, который будет перетягивать эту роль на себя.
Я думаю, что и появление новых институтов развития, и появление таких форматов как «БРИКС+» расширяет возможности для развивающихся стран по дальнейшему активному продвижению дедолларизации и продвижению расчетов в национальных валютах. Есть инициативы, которые уже запущены и прорабатываются странами БРИКС в этом направлении, в том числе развитие платежной системы, платежных карт.
Я бы сюда причислил также возможности по финансированию проектов со стороны институтов развития в национальных валютах. Можно посмотреть на схему, которую я условно назвал «Р5», потому что название каждой валюты стран БРИКС начинается на букву «р» (реал, рубль, рупия, ренминби, рэнд - прим. «КД»). «Р5» - это система инициатив, которая бы предполагала преимущественное использование национальных валют, как во взаимных расчетах, так и в операциях между институтами развития в рамках круга стран БРИКС и их региональных партнеров.
Можно упрощенно сказать, что предыдущие десятилетия мировой экономики характеризовались завышенными уровнями долларизации, которые не соответствовали потребностям мировой экономики. Сейчас будет идти, с моей точки зрения, последовательное приближение использования различных валют к более естественному и более экономически оправданному уровню. И это будут уровни долларизации намного ниже, чем те, что мы видели в последние годы.
«КД»: Еще один вопрос. Все-таки наша организация занимается вопросами «мягкой силы». А вот если посмотреть на сегодняшние международные отношения, в том числе международные экономические отношения, то заметно, что сейчас актуализируются механизмы «жесткой силы». Это и дипломатические демарши, и санкции, и торговые войны, которые можно долго перечислять… Насколько реально возвращение к сотрудничеству, кооперации и более доверительным международным отношениям?
Ярослав Лисоволик: В такие времена, как сейчас, наверное, действительно сложно найти свет в конце туннеля, когда забрезжит возможность переключения скоростей и перехода на более приемлемые инструменты взаимодействия.
Использование «жесткой силы» вместо «мягкой силы» связано отчасти с тем, что тот или иной регион, та или иная страна начинает ощущать определенный регресс или потерю своего веса в той или иной сфере. И инструментов «мягкой силы» оказывается недостаточно для того, чтобы удержать эти позиции, и естественным образом это компенсируется отчасти использованием более жестких методов. Наверное, можно будет говорить о возврате к большему или преимущественному использованию «мягкой силы» тогда, когда мировая политика, мировая экономика опять найдут свое новое равновесие.
Периоды относительного равновесия в мировой политике и экономике - это периоды наращивания, развития «мягкой силы», большего ее использования. Периоды нестабильности, периоды повышенной волатильности в мировой политике и экономике, когда резко меняются или бросается вызов тем или иным позициям стран-лидеров, неизбежно будут сопровождаться отходом от «мягкой силы» и попыткой подавить эту волатильность какими-то более жесткими методами. Так что сторонникам «мягкой силы» надо дождаться нового равновесия.
«КД»: Только, наверное, придется долго ждать…
Ярослав Лисоволик: Да, с одной стороны, наверное, долго ждать. С другой стороны, надо попробовать даже в периоды этой волатильности демонстрировать преимущество инструментов «мягкой силы» и развивать их концептуально, для того, чтобы расширить возможный круг инструментов в распоряжении дипломатии страны.
Еще один из аспектов - об инструменте «мягкой силы» много говорится, но разработан ли он в такой степени? В отдельных странах и, мне кажется, в России такая целостная концепция, которая включала бы в себя в должной степени все элементы экономической дипломатии, еще не разработана. Если это произойдет, это сделает этот инструментарий более доступным и более применимым. Здесь еще богатое пространство для работы у нас с вами.