«КД»: Россия ранее (особенно в 2013-м году) очень активно пыталась развивать эту концепцию внутри, но все-таки остановилась на полпути. Не была, например, официально принята стратегия «мягкой силы», хотя об этом много говорили. В том числе, тогда еще глава Россотрудничества Косачев К.И. подчеркивал необходимость данного шага. Это связано с общемировыми тенденциями или все-таки с российскими особенностями?
Федор Лукьянов: И с тем, и с другим. Есть общемировые тенденции, которые демонстрируют очевидный рост классического силового компонента. В этих условиях особенно ярко проявляется наша особенность. Когда было ощущение, что военной силой ничего не решишь, тогда даже Россия вяло и не очень охотно пыталась свою «мягкую силу» каким-то образом накапливать. Когда мировые тенденции стали показывать, что «блок армии» вполне себе продолжает работать, то тут мы воспрянули: «Это то мы умеем». Именно поэтому, я думаю, концепция никуда не привела – началось резкое обострение международной ситуации, и нам стало не до того.
Еще до 2013 года, в середине 2000-х говорили очень много про «мягкую силу» и именно для ее наращивания создавалась RT (Russia Today). RT в своем роде – успешный проект, но только это не «мягкая сила». RT изначально придумывали и концептуализировали как проецирование привлекательного образа России, но компания по факту занимается другим – не улучшением образа России, а ухудшением образа Америки. И вполне успешно: заведомо в мире сотни миллионов человек ненавидят Соединенные Штаты, включая саму Америку, – там есть целые социальные слои, которые считают, что это государство должно быть разрушено. В этом смысле RT нашла свою нишу, но я бы не сказал, что это перекликается с изначальной идеей «мягкой силы».
«КД»: Действительно, многие замечают, что понимание «мягкой силы» России ушло в сторону информационных механизмов, продвижения пропаганды. Но если возвращаться к самой концепции «мягкой силы» - нет ли в ней какого-то лукавства, попытки создать ширму привлекательного образа, за которым ничего не стоит?
Федор Лукьянов: Когда речь шла изначально о США, это не было ширмой. Америка, как бы к ней ни относились, – мощная держава, обладающая огромным количеством позитивных преимуществ и объективно сильных сторон, которые можно продвигать, демонстрировать, даже предлагать в качестве модели. Так устроена эта страна изначально, с момента ее создания в XVIII веке, – как «Град на холме», к которому надо стремиться. Это их психология. В их случае это не ширма, а более инструментализированная подача всех возможностей.
В других случаях это может быть ширмой. Есть страны, которые изначально не заряжены на мессианство. Или есть страны, у которых нет крайне высоких амбиций, но они облегчают себе существование в этом мире за счет благоприятного образа. Мне приходит в голову Швеция – страна без глобальных или региональных амбиций, – но что мы знаем о Швеции? Сразу расплываемся в улыбке, представляем себе Карлсона на крыше, уютные домики, вкусную еду, Рождество и так далее. При этом Швеция проводит эту работу очень целенаправленно, продвигает свой образ, при том, что шведский язык в мире знают очень мало людей, и точно не будут учить, потому что он им просто не нужен. Но, тем не менее, в их случае это работает.
Россия – сложный пример, потому что у нас, с одной стороны, как в Америке, заложена тяга к мессианству – нести какое-то знамя. Но, с другой стороны, наше мессианство добилось достаточно плачевных результатов, как в последний раз это было с коммунистической идеей. А сейчас мессианство в душе есть, а что нести – непонятно. Образ довольно несправедливо устроенной не очень благополучной страны с сырьевой экономикой – это не то, что привлечет как модель. Мы имеем потенциал, который пока что, в общем, не реализовался.