«Креативная дипломатия» («КД»): Как Вы можете охарактеризовать действия различных игроков в области публичной дипломатии на Кавказе: Ирана, США, Европейского союза, России?
Сергей Маркедонов: Во-первых, если мы говорим о Кавказе, то необходимо упомянуть о специфике региона. Большая часть этнополитических конфликтов, которые возникли при распаде Советского Союза, имели место именно на Кавказе, хотя сегодня они и на втором плане по сравнению с ситуацией вокруг Донбасса и Ближнего Востока. Тем не менее, актуальность свою они сохраняют. Это и часть процесса национально-государственного строительства в Армении, Азербайджане и в Грузии, и часть определенной внешнеполитической борьбы. Но я не могу сказать о том, что внешнеполитическая борьба сводится исключительно к формату конфронтации - по Грузии у России с Западом она есть, а по Карабаху о расхождении говорить нельзя.
Также на Кавказе, в отличие от Украины, есть такие игроки, как Турция и Иран, и здесь нельзя сказать, что их позиции тождественны только российскому или западному векторам. Например, если говорить о Карабахе, Иран против обновленных Мадридских принципов, которые Запад и РФ продвигают вместе, но в то же самое время Иран и против силового решения. Вроде бы Россия и Иран созвучны друг другу, но, тем не менее, Иран не спешит признать независимость Абхазии и Южной Осетии, были даже публичные заявления о том, что это опасно и непредсказуемо.
Что касается дипломатии разных игроков, она, конечно, разная. Если говорить о публичной дипломатии России, то она является скорее «пристяжной лошадкой», где основную роль играет дипломатия классическая. Нынешняя ситуация в Армении показывает, что российская дипломатия плоховато воспринимает дипломатию звука, дипломатию митинга, дипломатию флэшмоба и т.д., и неформальные согласования, какие-то кулуарные договоренности ценятся выше. Это не плохо и не хорошо, это разные инструменты.
Что касается США, тут, помимо дипломатии традиционной, публичная дипломатия гораздо более распространена - это различные НКО, фонды, ориентированные на определенные ценности. Некоторые поставили бы тут точку, а я поставлю многоточие, так как, несмотря на то, что Соединенные Штаты Америки и ЕС демонстрируют себя сторонниками ценностной дипломатии, этот курс в «чистом виде без примесей» они не выдерживают. И в Армении, и в Грузии США педалируют ценностную дипломатию, но в случае Азербайджана это проявляется иначе. Это не значит, что публичная дипломатия здесь совсем не играет роли, но играет явно не ту, что в Грузии или в Армении.
Тем не менее, даже когда видим сюжеты, связанные с выгодой стран, то и ценностная дипломатия отходит на второй план. Сейчас многие армянские публицисты пишут о том, что Россия не обращает внимания на такие проблемы, как нарушения прав человека, «дело первого марта», дело Кочаряна. А разве посол США Мэри Йованнович сильно осуждала режим Кочаряна и Саргсяна? Разве европейцы не вели переговоры об ассоциации с этим «кровавым режимом»? Поэтому когда мы говорим о ценностях и прагматике, российская дипломатия открыто говорит, что мы проводим real politik и не скрываем свои интересы. Американская же говорит о ценностях, но когда надо, некоторые ценностные элементы уходят на второй план.
Отличительная черта иранской публичной дипломатии – это роль религиозного фактора, который очень по-разному проявляется. Немало было случаев, когда Азербайджан делал резкие заявления о шиитских проповедниках из Ирана, так как духовенство Ирана заявляет о попытке лидерства не только в Иране или среди шиитов, но и во всем исламском мире, и есть опасения того, что это будет способствовать определённой двойной лояльности.
Важный момент – это очень осторожное отношение всех кавказских стран к тому, что называется «мягкая сила» и «публичная дипломатия». Вроде бы все три страны говорят о том, что они открыты, но появляются такие сюжеты, как иранская религиозная дипломатия и Азербайджан, или противодействие российской публичной дипломатии в Грузии.
Турецкая публичная дипломатия связывает и религию, и идеи тюркского единства, и язык, но тут надо понимать, что в Турции складывается традиция поддерживать то, что может быть не слишком угодно внутри страны, но приносит пользу вовне. Внутри это может вызывать определенные противоречия, но если оно работает на пропаганду «тюркских ценностей» (по-разному порой понимаемых) за пределами Турции - то почему бы и нет?
Подводя черту, любые дипломатические действия, как классические, так и публичные, в таких переполненных конфликтами странах, с не до конца сформированной гражданско-политической идентичностью, вызывают очень большие сложности, так как это воспринимается в данных странах через призму угрозы их государственности.
«КД»: Как Вы думаете, насколько публичная дипломатия способна сгладить и помочь разрешить существующие конфликты?
Сергей Маркедонов: Я, честно говоря, закоренелый скептик, и не считаю, что публичная дипломатия может подменить классическую. Публичная дипломатия может пробудить интерес. К примеру, какие-то публикации, преступления, подготовленные иски и дела способны заинтересовать кого-то, но если определенного интереса государств, транснациональных корпораций, интеграционных объединений нет, то это останется общественным дискурсом, а не политическим. Та же тема признания геноцида развивается не один год, и мы видим спор условных «идеалистов» и «прагматиков». Первые говорят о восстановлении исторической справедливости, признании трагедии 1915 года как геноцида, вторые настаивают на том, что прошлое не должно мешать современной повестке дня, отношениям Вашингтона и Анкары «здесь и сейчас». Много ли в США таких публичных дипломатических структур, которые работают по теме признания геноцида? Да, но они разбиваются о базу Инджирлик в Турции, которую используют для всей логистики на Ближнем Востоке, поэтому я бы не сказал, что публичная дипломатия может решать проблемы вместо классической.