Ежегодный обзор основных трендов и событий
публичной дипломатии России в 2020 г.
Публичная дипломатия России в эпоху COVID-19
Наталья Бурлинова
Марина Чагина
Виктория Иванченко
Представляем вашему вниманию совместный доклад РСМД и «Креативной дипломатии», посвященный анализу основных тенденций в области российской публичной дипломатии в 2020 году на фоне пандемии COVID-19. Доклад был опубликован в апреле 2021 г. и презентован в РСМД.

Основываясь на методологии предыдущего совместного доклада "10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России" и анализе событий и трендов 2020 года, авторы доклада рассмотрели трансформацию основных направлений российской публичной дипломатии в условиях пандемии коронавируса и изменившиеся реалии международных отношений.

Полный текст доклада опубликован на интернет-портале РСМД. Вы можете скачать его по ссылке.
Об авторах
  • Наталья Бурлинова
    Президент Центра поддержки и развития общественных инициатив — «Креативная дипломатия», эксперт РСМД
  • Марина Чагина
    Cотрудник Центра поддержки и развития общественных инициатив – «Креативная дипломатия», главный редактор портала PICREADIANALITIKA.RU
  • Виктория Иванченко
    Главный редактор сайта PICREADI.RU, эксперт Центра поддержки и развития общественных инициатив — «Креативная дипломатия», эксперт РСМД
Введение

В классической интерпретации публичная дипломатия — это комплексная система институтов и механизмов, задача которых состоит в сопровождении внешнеполитических интересов государства через создание привлекательного образа страны, то есть реализация концепции мягкой силы [1] .

Для современной российской общественной и внешнеполитической среды свойственно более узкое понимание публичной дипломатии, которое можно трактовать как систему диалога и работу с зарубежными обществами в политических целях. При таком подходе публичная дипломатия не воспринимается как система институтов, но определяется как одно из направлений работы наряду с общественной дипломатией, культурно-гуманитарным сотрудничеством и стратегическими коммуникациями [2].

При составлении ежегодного обзора авторы исходили из широкого понимания публичной дипломатии как системы институтов [3]. И хотя в России не все готовы разделять такой подход, говоря о разрозненности и отсутствии координации акторов публичной дипломатии и о том, что нам достаточно общественной дипломатии, все-таки представляется, что в пределах науки можно очертить основных игроков, институты и программы, которые составляют рамочную структуру российской публичной дипломатии.

На основе наработанной практики и уже сложившегося научного подхода в обзоре мы проанализировали основные события и тренды публичной дипломатии России по четырем основным направлениям: образовательному (образовательные программы и программы академического обмена), экспертному (экспертная дипломатия), информационному (информационная работа на зарубежные аудитории, цифровая дипломатия) и гуманитарному сотрудничеству (общественная дипломатия). Будет также затронута тема СМР (Содействие международному развитию).

Безусловно, в 2020 г. основные направления публичной дипломатии, за исключением информационной дипломатии, сильно пострадали. В связи с глобальным закрытием границ и карантинными мерами не было возможности принять иностранных студентов в России, отменились все крупнейшие международные и региональные экспертные, академические и бизнес-мероприятия, остановилось сотрудничество по проектам общественной дипломатии, был ограничен доступ к Российским центрам науки и культуры.
Однако именно 2020 год стал годом резкого скачка и развития одного из важнейших компонентов системы публичной дипломатии — информационного направления публичной дипломатии, а именно — цифровой дипломатии, к которому относится работа в том числе в социальных сетях.

Серьезные изменения произошли вокруг ключевого ведомства российской общественной дипломатии — Россотрудничества. Вынужденная пауза в активной международной общественной деятельности совпала с новым этапом реформ этой структуры, связанных с появлением нового главы Россотрудничества — Е.А. Примакова, который возглавил ведомство летом 2020 г. [4].

Новым трендом стала резкая активизация сферы российской гуманитарной помощи. С самого начала пандемии Россия начала оказывать гуманитарную, медицинскую и инфраструктурную помощь другим странам, к концу 2020 г. выделив на гуманитарное финансирование в совокупности 52,5 млн долл. [5]. Российская вакцина «Спутник V» и ее международное признание сработали на укрепление российской мягкой силы, несмотря на активное информационное противодействие как за рубежом, так и внутри страны. Наконец, еще одной, сугубо российской тенденцией в сфере международного сотрудничества стало дальнейшее усиление контроля со стороны российских властей за российским некоммерческим сектором и научным сообществом, в том числе через новые поправки в закон об иностранных агентах. Были предприняты законодательные шаги, которые касаются международной научной и образовательной деятельности российских вузов и в дальнейшем могут привести к большой правовой неопределенности в этой сфере.

Рассмотрим детальнее развитие и тренды основных направлений публичной дипломатии России в 2020 г.


Цифровая дипломатия и цифровизация дипломатии
Экспертная дипломатия




Экспертная дипломатия — одно из направлений публичной дипломатии, в которое вовлечены исследовательские институты (think tanks) и индивидуальные эксперты. Их задача состоит в налаживании диалога с зарубежными целевыми группами (главным образом, с экспертами) по линии внешней политики, экономики, безопасности. Совместная работа с иностранными экспертами, молодыми лидерами, дипломатами и журналистами — одно из ключевых направлений системы публичной дипломатии.
Образование и научная дипломатия


Образование — основополагающий элемент «мягкой силы» любой страны. Научная дипломатия и программы образовательных обменов – классические инструменты продвижения «мягкой силы» и формирования положительного имиджа страны. К сожалению, в условиях пандемии и введения ограничений на передвижения этот ресурс сильно ограничен. Однако эпидемии проходят, а университеты остаются.
Россотрудничество
Гуманитарное сотрудничество и содействие международному развитию
Государственное регулирование и сфера публичной дипломатии
Выводы
  • 1
    Система российской публичной дипломатии, как и международная публичная дипломатия в целом серьезно пострадали в связи с глобальной пандемией и закрытием границ. Самые серьезные последствия переживают образовательное и гуманитарное направления, общественная дипломатия. Экспертное направление публичной дипломатии неплохо адаптировалось к новой реальности за счет внедрения новых коммуникационных платформ. Однако к концу 2020 г. появилась большая усталость экспер- тов от онлайн-общения, интенсивность мероприятий в онлайн-формате пошла на спад. Вероятно, в 2021 г. количество онлайн-мероприятий будет сокращаться.
  • 2
    Переход к онлайн-форматам создал эффект стремительного развития цифрового направления публичной дипломатии. Однако оценить успешность такой работы за прошедший год пока трудно, поскольку критерии эффективности — вопрос для отдельной научной дискуссии. Вероятно, цифровая дипломатия останется главным трендом на 2021 и 2022 гг. — до полноценного восстановления глобального сообщения и возобновления очных контактов.

  • 3
    Конец 2020 г. показал, что возвращение к «доковидному» уровню публичной дипломатии, включая проведение очных мероприятий, возможно не ранее конца 2021 г. или, что более вероятно, 2022 г. Тренд на отказ от проведения крупных международных конференций в 2021 г. сохранится.
  • 4
    В связи с закрытием границ и переходом в онлайн-форматы остается открытым вопрос адаптации государственных грантов, выданных некоммерческим организациям на общественную и публичную дипломатию до начала и в период пандемии. В условиях отсутствия необходимости тратить деньги на организацию мероприятий и перелет участников государству в лице грантооператоров необходимо пересмотреть оценку поступающих проектов и ввести критерии грамотного использования предоставляемых финансовых ресурсов на онлайн-проекты. Очевидно, что проекты, которые требуют многомиллионных бюджетов, на данном этапе малоэффективны и не реализуемы.
  • 5
    Остается открытым вопрос реформирования Россотрудничества. С одной стороны, пауза в международной жизни дает российской структуре возможность перестроиться и накопить силы для нового профессионального рывка. С другой стороны, реформы подразумевают не только привлечение новой профессиональной команды, но и полное переформатирование внутренней бюрократической системы, поиск и повышение квалификации новых кадров для работы за рубежом, наделение Россотрудничества новыми функциями и компетенциями.

  • 6
    Усиление государственного. контроля за международной образовательной деятельностью и деятельностью НКО несет риски «выплеснуть с водой ребенка». Контроль важен и нужен, но без перегибов. Сейчас отсутствие возможностей для российских НКО-международников работать с иностранным финансированием (даже под контролем государства) серьезно сужает возможности наших организаций по работе с зарубежной аудиторией. Наступление государства на международную практику российских вузов также поставит их в сложное положение. Международная кооперация — важный инструмент публичной дипломатии и серьезное окно возможностей для продвижения российских интересов за рубежом. Важно не закрывать это окно.
  • 7
    Усиление государственного. контроля за международной образовательной деятельностью и деятельностью НКО несет риски «выплеснуть с водой ребенка». Контроль важен и нужен, но без перегибов. Сейчас отсутствие возможностей для российских НКО-международников работать с иностранным финансированием (даже под контролем государства) серьезно сужает возможности наших организаций по работе с зарубежной аудиторией. Наступление государства на международную практику российских вузов также поставит их в сложное положение. Международная кооперация — важный инструмент публичной дипломатии и серьезное окно возможностей для продвижения российских интересов за рубежом. Важно не закрывать это окно.
  • 8
    Неожиданный результат пандемии — постепенно возвращение России в число крупнейших международных гуманитарных игроков. Осторожное признание вакцины «Спутник V» в конце 2020 г., а также резкое увеличение масштабов гуманитарной помощи разным странам мира в течение года позволяют по-новому оценить потенциал российской мягкой силы. Ожидаем увидеть в новых международных рейтингах по мягкой силе за 2020 г. рост позиций России и переоценку эффективности инструментов российской мягкой силы.


Презентация доклада "Публичная дипломатия России в эпоху COVID-19" в РСМД
Видео на YouTube
Центр поддержки и развития общественных инициатив"Креативная дипломатия"
Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки и развития общественных инициатив – «Креативная дипломатия» – российская неправительственная организация, работающая в области публичной дипломатии с 2011 г. Многолетняя вовлеченность в международную работу, опыт организации крупных мероприятий дают нашей организации возможность для развития собственной теоретической школы публичной дипломатии. Ежегодно экспертная команда организации выпускает обзоры основных событий и трендов российской публичной дипломатии. С 2019 г. при подготовке и публикации докладов мы сотрудничаем с Российским советом по международным делам.
Российский совет по международным делам
Российский совет по международным делам (РСМД) — некоммерческая организация, ориентированная на выработку практических рекомендаций в интересах профильных внешнеполитических ведомств, российских государственных и частных компаний и других организаций, ведущих активную международную деятельность. РСМД объединяет усилия экспертного сообщества, органов государственной власти, бизнес-кругов и гражданского общества с целью повышения эффективности внешней политики России.

Наряду с аналитической работой РСМД ведет активную образовательную деятельность с целью сформировать устойчивое сообщество молодых профессионалов в области внешней политики и дипломатии. Совет выступает в качестве активного участника экспертной дипломатии, представляя на международных площадках экспертное видение в решении ключевых международных проблем.

Членами РСМД являются ведущие представители внешнеполитического сообщества России: дипломаты, бизнесмены, ученые, общественные деятели и журналисты.

Президент РСМД, член-корреспондент РАН Игорь Иванов занимал пост министра иностранных дел РФ в 1998–2004 гг. и секретаря Совета Безопасности РФ в 2004–2007 гг.

Генеральным директором Совета является Андрей Кортунов. В 1995–1997 гг. Андрей Кортунов занимал должность заместителя директора Института США и Канады РАН.
Фото ОБЛОЖКИ: REUTERS/Issei Kato/Pixstream