Поскольку некоммерческие организации, а именно НКО-международники [118], являются непосредственными участниками международной деятельности, изменения российского законодательства последних 10 лет по части контроля за НКО и международной деятельностью напрямую затрагивают сферу публичной дипломатии.
Базовым законом, который регулирует деятельность всех НКО в России [119], является
Федеральный закон о некоммерческих организациях (№7-ФЗ от 12 января 1996 г. [120]). В 2011-2012 гг. вокруг этого документа возник
общественный резонанс в связи с принятием пакета поправок, предусматривавших понятие «иностранный агент». Решение о внесении поправок со стороны государства было продиктовано логикой внутренних событий [121] и существовавшими пробелами в системе контроля за финансированием российского некоммерческого сектора со стороны иностранных игроков, желавших активно участвовать в российской политической жизни через местные НКО.
Понятие
«иностранный агент», а также необходимость маркировки НКО в качестве иностранных агентов при наличии иностранного финансирования, вводимое Федеральным законом №121 [122], вызвало неприятие некоммерческого сектора. Закон также вводил понятие
«политическая деятельность» и перечислял виды деятельности, которые не относились к политической сфере. Как посчитало государство, были сняты опасения многих благотворительных и других социальных НКО, которые могли продолжать получать зарубежное финансирование своих проектов.
Между тем внешняя политика в соответствии с законом была отнесена к политической деятельности. Поэтому любая российская НКО-международник, которая на тот момент получала иностранное финансирование (например, в порядке софинансирования какого-то проекта от иностранных партнеров), подпадала под «иностранного агента» [123]. Тогда же был сформирован список иностранных агентов [124] и опубликован перечень нежелательных в России организаций [125].
Разница между этими понятиями состоит в том, что НКО-иностранные агенты при условии получения соответствующего статуса могут официально продолжать свою работу на территории России, предоставляя соответствующую отчетность в российский Минюст. Нежелательные организации — те, чья деятельность запрещена на территории России. На тот момент это были в основном филиалы и представительства крупных иностранных НПО, которые предпринимали попытки участия в политической жизни России и зачастую поддерживали процессы, направленные против власти [126].
В связи с тем, что
обеспокоенность некоммерческого сектора поправками и понятием «иностранный агент»
не уменьшалась, а первая практика применения этого закона показала, что очень часто на местах правоохранители по-своему трактовали понятие «политическая деятельность», в 2016 г. были приняты очередные поправки (ФЗ-179) [127]. Они конкретизировали понятие «политическая деятельность», используемое при определении НКО, которые выполняют функции иностранных агентов. Новые поправки определяли цели, формы и сферы деятельности НКО, совокупность которых необходима для признания их деятельности политической.
В ноябре 2017 г. был принят
закон [128], вносивший изменения в Закон о СМИ и вводивший понятие «иностранного агента» для средств массовой информации. Чуть позже появился реестр СМИ [129], выполняющих функции иностранного агента.
В 2019 г. в регулирование работы СМИ, выполняющих функцию иностранного агента, внесли
законодательные дополнения. Принятые законодательные нормы [130] касаются физических лиц, которые отныне могут быть признаны иностранными СМИ, выполняющими функции иностранного агента (в случае получения финансовых средств из-за рубежа и распространения своих материалов для широкого круга лиц), а также просто иностранными агентами (без приставки «СМИ»), в случае создания и распространения информации СМИ-иноагентов [131].
В ноябре 2020 г. в Госдуму был внесен, а затем в короткие сроки прошел все три чтения, рассмотрение в Совете Федерации и подписание президентом
новый пакетный закон, касающийся темы иноагентов. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 481-ФЗ [132] вводит две новые категории, которые могут подпадать под статус иностранного агента — общественные объединения без прав юридического лица и физические лица, при условии, что они занимаются политической деятельностью (включает внешнюю политику) и получают финансовую и другую [133] помощь от иностранных источников (и не только) [134].
Тогда же, в ноябре 2020 г., в Государственную Думу был внесен законопроект [135]
о штрафах за нарушения со стороны НКО, физических лиц и общественных объединений, признанных иностранными агентами [136]. В случае отсутствия маркировки «иностранный агент» на публикуемых и распространяемых ими материалах предусмотрены штрафы (от 2,5 до 300 тыс. руб.).
Таким образом, поскольку внешняя политика и вся сопутствующая ей деятельность — публичная и общественная дипломатия, информационное сопровождение внешней политики России — относятся к политической деятельности,
НКО-международники входят в зону серьезного риска быть признанными иностранными агентами. Гарантией неполучения такого статуса является отсутствие какого-либо иностранного финансирования. Но здесь возникает еще несколько нюансов.
На практике это означает, что российские НКО-международники не могут подаваться на международные гранты, участвовать в международных проектах с иностранными финансированием. С одной стороны, это действительно резко
укрепляет надзор за НКО, их содержательной работой, поскольку в качестве спонсоров остается только российское государство или иные окологосударственные и коммерческие структуры. С другой стороны, подобная норма резко отсекает российские некоммерческие организации от позитивной кооперации с зарубежными партнерами и в разы
повышает подозрительность к собственным проектам со стороны иностранной целевой аудитории. Любая российская НКО-международник с целевой аудиторией в странах Европы или США рано или поздно сталкивается с вопросом поиска финансирования своей деятельности. Поскольку в России финансирование бизнесом проектов внешнеполитической направленности происходит крайне редко, исключительное государственное финансирование подобных проектов вызывает за рубежом обвинения в пропаганде и закрепляет статус «кремлевской НКО».
Еще один
неясный момент содержится в норме определения финансирования иностранного агента [137]. Речь идет об упоминании в качестве источников финансирования российских юридических лиц, которые в свою очередь могут получать финансирование от перечисленных в законе иностранных источников. Закон оставляет открытым вопрос о том, становится ли некоммерческая организация иностранным агентом, если она получает денежные средства от российской коммерческой организации с иностранным участием/капиталом? Труднодоступный в плане финансирования «международки» российский бизнес станет еще более недоступным для российских НКО-международников, которые будут бояться любого иностранного шлейфа коммерческих структур (например, наличие иностранных граждан на руководящих позициях/в советах директоров).
Подобные нормы
усложняют в разы и без того непростые условия работы российских НКО-международников с целевыми странами по направлению публичной дипломатии. Большая часть таких НКО перестанут реализовывать проекты и замкнутся на проектах общественной дипломатии внутри России или на постсоветском пространстве. Российская публичная дипломатия лишается важных инструментов работы.
[118] Под НКО-международником понимается национальная неправительственная организация, чья деятельность связана с международной повесткой или находится в фокусе внешнеполитической тематики.
[119] Подробнее об основных понятиях, терминах и нормах деятельности российских неправительственных организациях см. Курс общественного дипломата.Учебн.-метод. материалы №4/2017 / Н.В. Бурлинова, Российский совет по международным делам (РСМД). Москва: НП РСМД, 2017. Лекция 6. С. 32-36.
[120] Федеральный закон о некоммерческих организациях (№ 7-ФЗ от 12.01.1996) // Администрация Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8742
[121] Имеются в виду протестные движения 2011-2012 гг. в преддверии президентских выборов в России: события на Болотной площади (декабрь 2011 г.) и «Марш миллионов» (май 2012 г.) накануне инаугурации президента В. Путина.
[122] Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. // Администрация Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35748
[123] С принятием этих поправок автоматически под понятие «иностранный агент» подпадали известные российские аналитические центры, в том числе ориентированные на поддержку государства, но которые при этом сотрудничали с зарубежными коллегами, вели программы совместного финансирования. Все это создавало противоречия.
[124] Актуальный список НКО-иностранных агентов // Министерство Юстиции РФ. URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/vnesenie-nekommerc...
[125] Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации // Министерство юстиции Российской Федерации. URL: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7756/
[126] Изначально в список попали 11 иностранных неправительственных организаций, включая крупнейшие американские структуры, которые занимались «продвижением демократических ценностей» по всему миру.
[127] Федеральный закон от 02.06.2016 № 179-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях"» // Российская газета. 06.06.2016. URL: https://rg.ru/2016/06/06/obiedinenia-dok.html
[128] Федеральный закон от 25.11.2017 № 327-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 6 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Российская газета. 25.11.2017. URL: https://rg.ru/2017/11/25/fz327-site-dok.html
[129] Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента // Министерство юстиции РФ. URL: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
[130] Федеральный закон от 02.12.2019 № 426-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 04.12.2019. URL: https://rg.ru/2019/12/04/smi-dok.html
[131] Замахина Т. Маркировка для агента // Российская газета. 03.12.2019. URL: https://rg.ru/2019/12/03/rg-publikuet-zakon-o-dopo...
[132] Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности» // Российская газета. 11.01.2021. URL: https://rg.ru/2021/01/11/bezopasnost-dok.html
[133] Закон говорит об «иной организационно-методической помощи».
[134] Помощь может оказываться не только иностранными источниками, но российскими гражданами или организациями, которые действую в интересах иностранного источника.
[135] О изменении в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1060950-7
[136] Был принят Государственной Думой в третьем чтении и одобрен Советом Федерации в феврале 2021 г.
[137] Федеральный закон от 30.12.2020 № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности». Статья 4 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372...