Ежегодный обзор основных трендов и событий
публичной дипломатии России в 2020 г.
Публичная дипломатия России в эпоху COVID-19
Наталья Бурлинова
Марина Чагина
Виктория Иванченко
Представляем вашему вниманию совместный доклад РСМД и «Креативной дипломатии», посвященный анализу основных тенденций в области российской публичной дипломатии в 2020 году на фоне пандемии COVID-19. Доклад был опубликован в апреле 2021 г. и презентован в РСМД.

Основываясь на методологии предыдущего совместного доклада "10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России" и анализе событий и трендов 2020 года, авторы доклада рассмотрели трансформацию основных направлений российской публичной дипломатии в условиях пандемии коронавируса и изменившиеся реалии международных отношений.

Полный текст доклада опубликован на интернет-портале РСМД. Вы можете скачать его по ссылке.
Об авторах
Наталья Бурлинова
Президент Центра поддержки и развития общественных инициатив — «Креативная дипломатия», эксперт РСМД
Марина Чагина
Cотрудник Центра поддержки и развития общественных инициатив – «Креативная дипломатия», главный редактор портала PICREADIANALITIKA.RU
Виктория Иванченко
Главный редактор сайта PICREADI.RU, эксперт Центра поддержки и развития общественных инициатив — «Креативная дипломатия», эксперт РСМД
Введение

В классической интерпретации публичная дипломатия — это комплексная система институтов и механизмов, задача которых состоит в сопровождении внешнеполитических интересов государства через создание привлекательного образа страны, то есть реализация концепции мягкой силы [1] .

Для современной российской общественной и внешнеполитической среды свойственно более узкое понимание публичной дипломатии, которое можно трактовать как систему диалога и работу с зарубежными обществами в политических целях. При таком подходе публичная дипломатия не воспринимается как система институтов, но определяется как одно из направлений работы наряду с общественной дипломатией, культурно-гуманитарным сотрудничеством и стратегическими коммуникациями [2].

При составлении ежегодного обзора авторы исходили из широкого понимания публичной дипломатии как системы институтов [3]. И хотя в России не все готовы разделять такой подход, говоря о разрозненности и отсутствии координации акторов публичной дипломатии и о том, что нам достаточно общественной дипломатии, все-таки представляется, что в пределах науки можно очертить основных игроков, институты и программы, которые составляют рамочную структуру российской публичной дипломатии.

На основе наработанной практики и уже сложившегося научного подхода в обзоре мы проанализировали основные события и тренды публичной дипломатии России по четырем основным направлениям: образовательному (образовательные программы и программы академического обмена), экспертному (экспертная дипломатия), информационному (информационная работа на зарубежные аудитории, цифровая дипломатия) и гуманитарному сотрудничеству (общественная дипломатия). Будет также затронута тема СМР (Содействие международному развитию).

Безусловно, в 2020 г. основные направления публичной дипломатии, за исключением информационной дипломатии, сильно пострадали. В связи с глобальным закрытием границ и карантинными мерами не было возможности принять иностранных студентов в России, отменились все крупнейшие международные и региональные экспертные, академические и бизнес-мероприятия, остановилось сотрудничество по проектам общественной дипломатии, был ограничен доступ к Российским центрам науки и культуры.
Однако именно 2020 год стал годом резкого скачка и развития одного из важнейших компонентов системы публичной дипломатии — информационного направления публичной дипломатии, а именно — цифровой дипломатии, к которому относится работа в том числе в социальных сетях.

Серьезные изменения произошли вокруг ключевого ведомства российской общественной дипломатии — Россотрудничества. Вынужденная пауза в активной международной общественной деятельности совпала с новым этапом реформ этой структуры, связанных с появлением нового главы Россотрудничества — Е.А. Примакова, который возглавил ведомство летом 2020 г. [4].

Новым трендом стала резкая активизация сферы российской гуманитарной помощи. С самого начала пандемии Россия начала оказывать гуманитарную, медицинскую и инфраструктурную помощь другим странам, к концу 2020 г. выделив на гуманитарное финансирование в совокупности 52,5 млн долл. [5]. Российская вакцина «Спутник V» и ее международное признание сработали на укрепление российской мягкой силы, несмотря на активное информационное противодействие как за рубежом, так и внутри страны. Наконец, еще одной, сугубо российской тенденцией в сфере международного сотрудничества стало дальнейшее усиление контроля со стороны российских властей за российским некоммерческим сектором и научным сообществом, в том числе через новые поправки в закон об иностранных агентах. Были предприняты законодательные шаги, которые касаются международной научной и образовательной деятельности российских вузов и в дальнейшем могут привести к большой правовой неопределенности в этой сфере.

Рассмотрим детальнее развитие и тренды основных направлений публичной дипломатии России в 2020 г.


Ссылки по тексту
[1] Под классической интерпретацией понимается американский подход, поскольку именно Штаты были родоначальниками термина «публичная дипломатия». Авторство термина приписывают Э. Гуллиону, американскому дипломату, декану Школы права и дипломатии им. Флетчера Университета Тафта.
[2] Публичная дипломатия: исчезновение или новые горизонты? / Публичная дипломатия: Теория и практика: Научное издание / Под ред. М.М. Лебедевой. Москва, Аспект Пресс, 2017. С. 26-44.
[3] Развитие теории публичной дипломатии и ее интерпретация не являются целью данного практического обзора. На эту тему мы рекомендуем обратиться к Учебно-методическим материалам «Курс общественного дипломата», а также теоретической главе (Главе 1) Экспертного обзора российской публичной дипломатии в 2018-2019 гг., подготовленным совместно экспертным коллективом «Креативной дипломатии» и Российским советом по международным делам // Курс общественного дипломата. Учебн.-метод. материалы № 4/2017 / Н.В. Бурлинова, Российский совет по международным делам (РСМД). Москва: НП РСМД, 2017. Экспертный обзор российской публичной дипломатии в 2018-2019 гг. 10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России: доклад 52/2020 / (Н. Бурлинова, П. Василенко, В. Иванченко, О. Шакиров,); (вып. ред. И. Тимофеев, О. Пылова); Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2020.
[4] Указ Президента Российской Федерации от 25.06.2020 № 416 «О руководителе Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству» // Администрация Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/45632
[5] Russian Federation, Government of 2020 // Financial Tracking Service, OCHA. URL: https://fts.unocha.org/donors/3006/summary/2020
Цифровая дипломатия и цифровизация дипломатии
Российские СМИ
Российская цифровая дипломатия, основной задачей которой является информационная работа на зарубежных направлениях, уже давно оформилась в важную составляющую внешней политики [6].

В 2020 г. эти тенденции мало изменились. Более того, в отсутствии личных контактов и ограничения передвижений телевидение, интернет и социальные сети стали незаменимой реальностью. Вопрос о том, чьи информационные механизмы и технологии будут иметь наибольшее влияние и охват, остается крайне важным в международной политике.

В очередной раз это наглядно показала информационная кампания вокруг российской гуманитарной помощи и продвижения вакцины «Спутник V». Вал информации на протяжении года по поводу неэффективности российской вакцины в западных СМИ показал, что информационным миром по-прежнему правят западные медиа. Однако есть основания полагать, что ситуация глобального идеологического доминирования западных СМИ медленно, но меняется.

21 декабря главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян сообщила в своем аккаунте в Facebook [7], что ноябре 2020 г. RT вышел на третье место среди всех мировых новостных вещателей по количеству уникальных пользователей в соцсетях старше 18 лет, обойдя по этим показателям BBC и CNN. RT также занял четвертое место по количеству уникальных пользователей в соцсетях, и здесь обойдя BBC.

28 декабря Маргарита Симоньян сообщила, что испаноязычный RT — «самый популярный новостной портал в Facebook на испанском языке, у которого 18 млн подписчиков — на 5 млн больше, чем у CNN на испанском. Самый популярный новостной канал на испанском языке на YouTube — 4,2 млн подписчиков и 2,5 млрд просмотров» [8]. Она также заметила, что «бывший президент Эквадора работает у нас ведущим и берет блестящие интервью у политиков и мировых знаменитостей». Она привела цитату из газеты «El País»: «Нет ни одного крупного СМИ на испанском языке, чьи статьи вызывали бы такой же отклик аудитории в Facebook и Twitter, как статьи RT на испанском». А также из Financial Times: «В период с 1 января по 12 марта пользователи поделились ссылками на материалы о коронавирусе, размещенные каналом RT на испанском на платформах Facebook, Twitter и Reddit, более 6,8 млн раз» [9].

Не меньшими успехами, по словам М. Симоньян, может похвастаться и RT France, который оказался на втором месте после BFM среди французских новостных каналов по количеству подписчиков и просмотров на YouTube, а также в Топ-3 среди всех французских СМИ по просмотрам и репостам видео в Facebook. Публикациями RT France делятся в пять раз чаще, чем постами Le Monde, и в 14 раз чаще, чем записями Le Figaro [10].


[6] Эксперты «Креативной дипломатии» делали подробный разбор основных тенденций развития российской цифровой дипломатии за 2018-2019 гг. в экспертном докладе «10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России». См. на эту тему: Шакиров О. Цифровая дипломатия / 10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/activity/publications/10...
[7] Публикация Маргариты Симоньян // Facebook. 21.12.2020. URL: https://www.facebook.com/651382304/posts/101587216...
[8] Публикация Маргариты Симоньян // Facebook. 28.12.2020. URL: https://www.facebook.com/651382304/posts/101587361...
[9] Там же.
[10] Публикация Маргариты Симоньян // Facebook. 18.12.2020. URL: https://www.facebook.com/651382304/posts/101587149...

Положение России в международных индексах цифровой дипломатии
1 сентября 2020 г. был опубликован новый рейтинг цифровой дипломатии — Digital Diplomacy Index [11]. Сегодня это единственный международный рейтинг [12], оценивающий цифровую дипломатию. Рейтинг, созданный французской PR-компанией «Reputation Squad», сравнивает страны по их активности в Twitter. Здесь учитываются аккаунты лидера страны, МИД и главы министерства, посольств в странах G20. Рейтинг обновляется ежедневно с учетом данных за последние 30 дней. Позиция страны в рейтинге складывается из девяти показателей. На момент внесения финальных правок в данный обзор (февраль 2021 г.) Россия занимала 5-е место [13].

Таким образом, основываясь на приведенных выше цифрах, можно сделать вывод о том, что с каждым годом Россия постепенно наращивает свое присутствие в международном информационном пространстве. Хотя речь идет о выборочных кейсах, связанных прежде всего с такими медиагигантами как Russia Today, популярность среди зарубежной аудитории подтверждает целесообразность государственной поддержки [14] подобных информационных инструментов глобального медиа-присутствия России.


[11] Digital Diplomacy Index. URL: https://digital-diplomacy-index.com
[12] В нашем предыдущем экспертном докладе «10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России» мы упоминали, что существует еще Digital Diplomacy Ranking, однако он не обновляется с 2018 г. Еще один источник по цифровой дипломатии – доклад Twiplomacy – рейтинги не делает.
[13] Подробнее о рейтинге можно прочитать в посте эксперта по цифровой дипломатии Олега Шакирова в группе «Облачная дипломатия», 01.10.2020. URL: https://www.facebook.com/groups/CloudDiplomacy/per...
[14] Объединенный бюджет RT и МИА «Россия сегодня» («РИА Новости и Sputnik) в 2019 г. Составил 440 млн долл. См. публикацию официального Telegram-канала RT на русском. 12.07.2019. URL: https://t.me/rt_russian/17216. Согласно данным из Федерального бюджета на 2020 г. финансирование RT составило почти 23 млрд руб., плюс 3 млрд руб. на создание немецкоязычного телеканала и почти 1 млрд 378 млн руб. на поддержание московской материально-технической базы канала // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33...

Цифровизация
дипломатии
Главной тенденцией публичной дипломатии прошедшего года стала, безусловно, её цифровизация. В условиях практически полного перехода в онлайн-формат сильный импульс получило развитие цифровой дипломатии, подразумевающей взаимодействие правительств с иностранной общественностью при помощи социальных сетей в Интернете [15]. Значимую роль приобрело также развитие интернет-коммуникаций в экспертных кругах и онлайн-взаимодействие с гражданским зарубежным сообществом.

Ещё одним итогом 2020 г. стало появление «Zoom-дипломатии». Вследствие пандемии коронавируса крупнейшие международные и российские мероприятия в сфере публичной дипломатии были отменены или переведены в Zoom или на другие платформы с похожим функционалом. Тенденция перехода на онлайн-режим расширила и потенциал публичной дипломатии: информационная доступность позволила участвовать в экспертных дискуссиях и профильных обсуждениях из любой точки мира, моментально распространять информацию в digital-формате и воздействовать на широкую аудиторию через социальные сети.

Цифровизация международной жизни вынудила правительственные структуры интенсифицировать свою деятельность в соцсетях. Например, помимо традиционной Facebook- и Twitter-дипломатии, МИД РФ также завел аккаунт в популярной сети «TikTok» [16]. Сегодня этот шаг нацелен прежде всего на внутреннюю и русскоязычную аудиторию. В отличие от ведения Министерством Twitter-аккаунтов на нескольких языках и использования данной соцсети как инструмента цифровой дипломатии, МИД РФ публикует в TikTok видео на русском языке без английских субтитров, что значительно сужает диапазон подписчиков [17].

Zoom-дипломатия как явление привлекла внимание организаторов онлайн мероприятий, многочисленных экспертов, часть из которых поспешили высказаться по поводу гибели традиционных форматов публичной дипломатии в пользу онлайн-общения. Zoom-дипломатия стала темой для обсуждения, например, в рамках VI молодежного форума "Потсдамских встреч", организованного в июле Фондом А.М. Горчакова и Германо-Российским форумом. В ходе дискуссий члены немецких и российских правительственных структур обсуждали новые дипломатические реалии и возросшую роль молодых специалистов в политических процессах в условиях пандемии коронавируса [18]. Влияние последней на международные отношения оценили также в рамках 15-й научно-образовательной программы «Дипломатический семинар» [19], организованной при поддержке Фонда А.М.Горчакова. Участниками семинара стали молодые специалисты из стран ближнего и дальнего зарубежья, обсудившие перспективы международного развития в период пандемии COVID-19.

С другой стороны, переход в онлайн-режим имеет определенные недостатки. Традиционные форматы публичной дипломатии в 2020 г. были заморожены, мало или практически не проводились важные оффлайн мероприятия или личные встречи, укрепляющие контакты между представителями России и зарубежных стран [20]. Однако уже к осени 2020 г. стало ясно, что онлайн-общение имеет свои пределы, перезагружает рабочий график и не заменяет личное общение [21].

Сегодня международное оффлайн-общение пока во многом заморожено, а восстановление традиционных очных контактов займет от трех до пяти лет в зависимости от развития пандемии и темпов вакцинации. Но окончательно выяснилось, что личное общение сложно заменить исключительно виртуальным. Поэтому говорить о смерти традиционных форматов публичной дипломатии, на наш взгляд, преждевременно.

[15] Рябиченко А. Цифровая дипломатия вчера и сегодня // РСМД. 16.11.2018. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/c...
[16] Russian Foreign Ministry - МИД России // TikTok. 18.03.2021. URL: https://www.tiktok.com/@midrussia?fbclid=IwAR3BfY8wm9rJrxAhdSJVvlrcCw1hlmcpRfmnyLFIZEIADHx6aYooigARD0
[17] Интервью Марии Захаровой агенству ТАСС // ТАСС. 08.02.2021. URL:
[18] VI Молодежной форум Потсдамских встреч // Германо-российский форум. URL: https://www.deutsch-russisches-forum.de/ru/vi-molo...
[19] Завершил работу XV Дипломатический семинар молодых специалистов // Фонд Горчакова. URL: https://gorchakovfund.ru/news/zavershil-rabotu-xv-...
[20] Годовой отчет РСМД 2020 // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/upload/iblock/200/riac_a...
[21] Например, на эту тему: 'Zoom fatigue' is taxing the brain. Here's why that happens // National Geografic. 24.04.2020. URL: https://www.nationalgeographic.com/science/article...

Экспертная дипломатия




Экспертная дипломатия — одно из направлений публичной дипломатии, в которое вовлечены исследовательские институты (think tanks) и индивидуальные эксперты. Их задача состоит в налаживании диалога с зарубежными целевыми группами (главным образом, с экспертами) по линии внешней политики, экономики, безопасности. Совместная работа с иностранными экспертами, молодыми лидерами, дипломатами и журналистами — одно из ключевых направлений системы публичной дипломатии.
Возросшая роль экспертного сообщества
Экспертная дипломатия — одно из самых профессионально развитых направлений публичной дипломатии России. Главную роль в этом процессе играют российские аналитические и исследовательские центры, напрямую взаимодействующие с экспертным сообществом внутри страны и за её пределами. Российские «фабрики мысли» традиционно входят в международные рейтинги и занимают высокие позиции в американском Глобальном индексе научно-исследовательских центров (The Global Go To Think Tank Index [22]), ежегодно выпускаемом экспертами научно-исследовательской программы «Think Tanks and Civil Society Program» (TTCSP) Пенсильванского университета США. В частности, согласно отчёту за 2019 г., в глобальном рейтинге из 175 организаций было отмечено три российских института: Московский центр Карнеги (26 место), Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН, 33 место) и Московский государственный институт международных отношений (МГИМО, 125 место) [23]. Их положение в индексе 2020 г. осталось стабильным: Московский центр Карнеги и ИМЭМО РАН сохранили свои позиции, а МГИМО поднялся на одну строчку [24].

Что касается регионального ракурса данного обзора, то в 2020 г. в ранжированном списке think tanks Центральной и Восточной Европы были отмечены 18 российских аналитических центров (в 2019 г. их было только 16) [25]. Подобное улучшение показателей говорит о постепенно возрастающей узнаваемости российских научных институтов. Однако можно обозначить и отрицательный тренд — число российских аналитических центров в индексе за год сократилось: в рейтинге стран с наибольшим количеством аналитических центров за 2020 г. Россия опустилась с 7-й строчки (2019 г.) [26] на 12-ю [27] на фоне сокращения количества центров с 215 до 143 соответственно. Таким образом, за прошедший год российская публичная дипломатия сохранила высокие качественные показатели при общем сокращении количества think tanks.

Российские аналитические центры и экспертные организации отменили большинство традиционных профильных мероприятий в 2020 г. Были отменены крупнейшие российские мероприятия в сфере публичной дипломатии, в том числе Московская конференция по безопасности и Петербургский международный экономический форум. Ведущий российский аналитический центр — РСМД — перенес большинство зарубежных семинаров и конференций на онлайн-платформы, а также отменил очные экспертные встречи в Москве и российских регионах [28]. Московский центр Карнеги также снизил интенсивность мероприятий и в 2020 г. при постоянной работе в онлайн-форматах провел всего несколько очных встреч [29].

Традиционно очная программа «Meeting Russia» [30], организуемая командой «Креативной дипломатии» и направленная на развитие коммуникаций и связей между молодыми лидерами РФ, США и Европы, в этом году проводилась в Zoom. В редких случаях мероприятия в сфере образования или развития публичной дипломатии проходили в гибридном режиме — очно-заочно.



[22] TTCSP Global Go To Think Tank Index Reports // University of Pennsylvania. URL: https://repository.upenn.edu/think_tanks/
[23] McGann J. G. 2019 Global Go To Think Tank Index Report, Lauder Institute, University of Pennsylvania, 2020. Рр. 68-72.
[24] McGann J. G. 2020 Global Go To Think Tank Index Report, Lauder Institute, University of Pennsylvania, 2021. Рр. 65-71.
[25] Ibid.
[26] McGann J. G. 2019 Global Go To Think Tank Index Report, Lauder Institute, University of Pennsylvania, 2020. Рр. 68-72.
[27] McGann J. G. 2020 Global Go To Think Tank Index Report, Lauder Institute, University of Pennsylvania, 2021.
[28] Годовой отчет РСМД 2020 // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/upload/iblock/200/riac_a...
[29] События // Московский Центр Карнеги. URL: https://carnegie.ru/events/archive/?lang=ru&pageOn...
[30] Meeting Russia // PICREADI. URL: https://www.picreadi.com/meeting_russia/

Проведенные оффлайн-мероприятия
Вследствие коронавирусных ограничений и карантинных мер в Москве часть очных встреч состоялась в российских регионах. Среди региональных оффлайн-мероприятий можно выделить:

семидневный форум «Евразия Global» 2020 в Оренбурге [31], организованный под эгидой ЮНЕСКО. Форум был направлен на развитие совместных проектов и укрепление профессиональных связей между молодыми участниками из России и стран евразийского пространства;

• экспертную сессию «Потенциальный барьер академической дипломатии» [32], организованную 25 сентября в Новосибирске по инициативе Сибирского отделения РАН при поддержке Фонда А.М. Горчакова и Фонда президентских грантов. В рамках сессии представители российского экспертного сообщества за рубежом обсудили проблемы современной научной дипломатии и научных коммуникаций;

V Форум молодых дипломатов стран БРИКС [33], проведенный в конце октября в Казани. В Форуме приняли участие сотрудники министерств и ведомств Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР;

VI Молодежный саммит БРИКС в Ульяновске [34], предполагавший очную встречу более 100 молодых активистов из государств-членов организации и проведение видеоконференции министров и руководителей ведомств, курирующих молодежную политику в государствах-участниках.

Можно отметить расширение географических рамок российской публичной дипломатии и регионализацию профильных мероприятий в 2020 г. С другой стороны, редкие очные встречи проводились и в Москве: в частности, на площадке международного дискуссионного клуба «Валдай» была проведена IX Ближневосточная конференция [35], XVII Ежегодное заседание Клуба [36] и XI Азиатская конференция, которая впервые состоялась в гибридном и нерегиональном формате [37]. На базе Совета по внешней и оборонной политике еще в марте был реализован проект «Большая Евразия в восприятии нового поколения российских и зарубежных лидеров» [38], в рамках которого молодые лидеры из стран Евросоюза и Азии приняли участие в оффлайн-семинарах по тематике евразийской интеграции.

Среди состоявшихся мероприятий по традиционной для российской публичной дипломатии теме евразийской интеграции стоит выделить Первый Евразийский конгресс ЕАБР [39], посвященный вопросам экономической интеграции на постсоветском пространстве. В Конгрессе приняли участие более 650 человек, порядка 8 тыс. — подключились к онлайн-трансляциям сессий. Эксперты обсудили региональные инвестиции в регионе, концепцию «Большой Евразии» и цифровые инициативы ЕАБР. В ноябре состоялась вторая международная школа журналистики для молодых политологов из стран Центральной Азии и РФ «МедИАЦия» [40], которая была проведена в ноябре в онлайн-формате на площадке Информационно-аналитического центра МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве. Участники школы из России, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана обсудили интеграционные процессы в Евразии и дискутировали с ведущими журналистами и экспертами в сфере региональной безопасности. Несмотря на то, что приведенный список мероприятий далеко не полный, очевидно, что уклон в сферу евразийских исследований и научного сотрудничества с представителями стран ближнего зарубежья остается неизменной традицией российской публичной дипломатии.

Переход в онлайн расширил географические рамки для публичной дипломатии, но целевой аудиторией для российских экспертов-международников по-прежнему остались жители постсоветского пространства. Эта тенденция также подтверждается мерами государственной поддержки в виде грантов. Среди победителей конкурсов Фонда президентских грантов в 2020 г. по направлению «Развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников» англоязычные проекты практически не представлены, а основной акцент делается на соотечественников и постсоветские страны [41].

В целом в 2020 г. российским экспертам удалось привлечь широкую аудиторию, задействованную преимущественно в онлайн-формате научных дискуссий, форумов и семинаров на политические и экономические темы. Именно «экспертная дипломатия» стала для научного сообщества своего рода спасительной соломинкой публичной дипломатии, которая позволила не изолироваться полностью, но продолжать экспертное общение с высокой степенью вовлеченности российских экспертных кругов в обсуждение мировых политических процессов.



[31] Международный молодежный форум «Евразия Global» 2020 // Росмолодежь. URL: https://myrosmol.ru/measures/view/46042
[32] Экспертно-стратегическая сессия «Потенциальный барьер академической дипломатии» // МГИМО. 28.09.2020. URL: https://mgimo.ru/about/news/departments/ekspertno-...
[33] Форум молодых дипломатов стран БРИКС // МГИМО. 24.10.2012. URL: https://mgimo.ru/about/news/main/v-forum-molodykh-...
[34] VI Молодежный саммит БРИКС // Национальный комитет по исследованию БРИКС, Россия. 29.11.2020. URL: http://www.nkibrics.ru/posts/show/5fc3d49b62726945...
[35] IX Ближневосточная конференция Международного дискуссионного клуба «Валдай» // Фонд развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай». URL: https://ru.valdaiclub.com/events/own/blizhnevostoc...
[36] Программа XVII Ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» // Фонд развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай». URL: https://ru.valdaiclub.com/events/posts/articles/pr...
[37] XI Азиатская конференция Международного дискуссионного клуба «Валдай»// Фонд развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай». URL: https://ru.valdaiclub.com/events/own/xi-aziatskaya...
[38] Проект «"Большая Евразия" в восприятии нового поколения российских и зарубежных лидеров» // Совет по внешней и оборонной политике. 19.03.2021. URL: http://svop.ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%8... %8C%D1%88%D0%B0%D1%8F-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F/
[39] Подведены итоги Первого Евразийского конгресса // Евразийский банк развития. 10.12.2020. URL: https://eabr.org/press/news/podvedeny-itogi-pervog...
[40] Международная школа «МедИАЦия» // Каспийский вестник. 04.11.2020. URL: http://casp-geo.ru/anons-proekta-iats-mgu-mezhduna...
[41] Например, по направлению «Развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников» в 2020 г. Фондом было поддержано более 10 проектов в сфере евразийской интеграции и 9 мероприятий, приуроченных к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (по информации портала Фонда Президентских грантов).

Образование и научная дипломатия


Образование — основополагающий элемент «мягкой силы» любой страны. Научная дипломатия и программы образовательных обменов – классические инструменты продвижения «мягкой силы» и формирования положительного имиджа страны. К сожалению, в условиях пандемии и введения ограничений на передвижения этот ресурс сильно ограничен. Однако эпидемии проходят, а университеты остаются.
Положение российских вузов в международных рейтингах
Важным показателем конкурентоспособности российского образования является включение национальных университетов в международную образовательную среду. На это нацелена государственная инициатива «Проект 5-100» [44]. Основными направлениями данного проекта остаются увеличение экспорта образовательных услуг и закрепление российских образовательных учреждений в международных рейтингах, в том числе британском Times Higher Education (THE) [45] и шанхайском Academic Ranking of World Universities (ARWU) [46]. Рассмотрим положение российских вузов в этих индексах.

По данным на 2020 г., в обоих рейтингах мы можем выделить глобальный Топ-1000 университетов. Согласно QS World University Rankings 2020 от THE, в список входят 15 российских столичных и региональных вузов, среди которых лидирует Московский государственный университет (МГУ) — 189-е место [47]. В международном рейтинге ARWU 2020 число российских образовательных организаций уменьшилось до 11, однако в данном индексе МГУ вошел в глобальный Топ-100 и занял 93-ю позицию48 (в 2019 г. он оказался на 87-й строчке) [49].

Международное положение российского образования также оценено в рейтинге Times Higher Education – «Most international universities in the world». В данном индексе из 172 наиболее авторитетных университетов 33 стран мира Россия представлена семью вузами, пять из которых являются участниками «Проекта 5-100» [50]. В данном рейтинге Россия заняла 6-е место среди стран с наибольшим количеством сильнейших университетов с точки зрения международной известности и тесной интеграции в мировое научно-образовательное сообщество. Если сравнивать текущее положение дел c ситуацией пятилетней давности, то российское образование сделало некоторые успехи: ещё в 2016 г. в данный рейтинг не входил ни один российский вуз [51].

Однако в отличие от «Проекта 5-100» и Минобрнауки, Счётная палата РФ оценивает темпы продвижения российских вузов в международных рейтингах скорее негативно. В данном случае эксперты ведомства ссылаются на «Майский указ» президента РФ от 2012 г., одной из целей которого стало «вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу» [52]. В сотню вошел только МГУ, который при этом не является участником «Проекта 5-100». Вследствие этого эффективность «Проекта 5-100», на который за последние семь лет из бюджета было выделено 80 млрд руб., ставится под сомнение [53].



[44] Проект 5-100 // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://5top100.ru/about/more-about/
[45] Times Higher Education // Times Higher Education. URL: https://www.timeshighereducation.com/student
[46] Academic Ranking of World Universities // ShanghaiRanking Consultancy. URL: http://www.shanghairanking.com/index.html
[47] World University Rankings 2020 // Times Higher Education. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-univers...!/page/0/length/-1/locations/ RU/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats
[48] Russia // Academic Ranking of World Universities 2020. URL: http://www.shanghairanking.com/ARWU2020.html
[49] Academic Ranking of World Universities 2019 // Academic Ranking of World Universities. URL: http://www.shanghairanking.com/ARWU2019.html
[50] Пять университетов Проекта 5-100 – в рейтинге ТНЕ «Самые интернациональные университеты мира» // Проект 5-100. URL: https://5top100.ru/news/139056/
[51] Там же.
[52] Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 // Администрация Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/35263
[53] Вузы из проекта «5–100» так и не вошли в топ-100 международных рейтингов // РБК. 18.12.2021. URL: https://www.rbc.ru/society/18/02/2021/602cbdff9a79...

Экспорт российского образования
Пандемия, безусловно, отрицательно сказалась на российской системе образования в целом и привлечении иностранных студентов в частности — вследствие введенных в конце 2020 г. ограничений в Россию не смогли въехать тысячи иностранных студентов [54], что осложнило взаимодействие российских вузов и научных объединений с зарубежной аудиторией. Затормозилась реализация программы «Экспорт образования» [55]. По словам директора Департамента проектной деятельности Минобрнауки Елены Колосниковой [56], в связи с пандемией «министерство видит определенные риски недостижения обозначенного показателя» федерального проекта на 2024 г. При этом пока остаются без ответа общие для всех университетов вопросы о том, насколько в целом уменьшится поток иностранных студентов, как и в какой форме организовать дистанционное обучение, чтобы, как минимум, сохранить то количество иностранных студентов, которое было в вузах на момент начала пандемии.

Вместе с тем 2020 год был использован для того, чтобы заложить новые возможности для получения иностранными студентами образования в России. 18 декабря 2020 г. была издана новая редакция Постановления об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации [57]: новая редакция расширяет число квот для иностранцев с 15 до 18 тыс. человек в 2021 г. и затем — до 30 тыс. человек к 2023 г.

С 5 августа 2020 г. вступили в силу поправки в законодательство, которые позволят иностранцам, обучающимся в российских вузах и профучилищах, устроиться на работу без получения специального разрешения на работу или патента для трудовых мигрантов [58]. В соответствии с законом, иностранные студенты, которые учатся в России очно в профучилищах или в имеющих государственную аккредитацию вузах, имеют право в свободное от учебы время устроиться на работу в упрощенном порядке [59].

Кроме того, для упрощения подачи документов в российские вузы в рамках продвижения российского образования для иностранных студентов был запущен «суперсервис» [60] «Education in Russia» [61], посредством которого они смогут подать заявки на обучение онлайн. Такая платформа не стала первой в российской практике. У Россотрудничества уже был опыт создания англоязычного сайта «Russia Study» [62]. При этом по-прежнему существует сайт «Study in Russia» [63], запущенный ранее Министерством науки и образования РФ и позиционирующий себя как «официальный сайт о высшем образовании в России для иностранных студентов». Существует также русскоязычный сайт того же Минобрнауки «Образование в России для иностранных граждан» [64]. Как иностранным пользователям разобраться в этих сайтах, как они соотносятся и какой является самым официальным — остается непонятным.

В рамках образовательного направления публичной дипломатии России необходимо упомянуть правительственную программу Мегагрантов [65] — программу международного сотрудничества российских вузов и научных организаций с учеными мирового уровня и ведущими зарубежными научно-образовательными центрами в сферах науки, образования и инноваций. Программа стартовала 9 апреля 2010 г. В разделе «Инфографика» представлены цифры планируемых результатов на 2020 г. [66] Итоговая информация по 2020 г. пока отсутствует [67].

Надеемся, что предпринятые в условиях мирового кризиса шаги станут хорошей инвестицией в будущее российского образования, а увеличение квот и упрощение поступления в российские вузы приведет к росту числа и улучшению качества отбора иностранных студентов, а также повышению престижа российского высшего образования. Важно также, чтобы предлагаемые изменения не стали формальностью.

Среди важных мероприятий научной дипломатии мы можем выделить постоянно действующую исследовательскую программу Стэнфордского американо-российского форума (SURF) 2020-2021 гг. [68], объединяющую более 50 молодых специалистов по всему миру: в течение года стипендиаты SURF будут работать над совместными проектами, многосторонне анализируя американо-российские отношения. В период пандемии межвузовское глобальное сотрудничество реализовалось в рамках 9-й ежегодной конференции «Comparative Perspectives on the Political Economy of Development» [69], организованной НИУ ВШЭ и Европейской ассоциацией сравнительных экономических исследований. В рамках онлайн-конференции более 30 экспертов и молодых специалистов из России, США, Новой Зеландии и европейских стран представили собственные научные исследования в области политической экономии. Факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ также провел серию «Евразийских онлайн-семинаров» с участием известных ученых-международников [70].

В мае 2020 г. Россотрудничество и РСМД организовали конференцию «Публичная дипломатия и российские университеты в современном "цифровом мире"» [71]. Мероприятие прошло при помощи платформы «Russian Digital Cooperation» и программы «Новое поколение». В ходе конференции представители российских экспертных и академических кругов обсудили возможности экспорта российского образования, цифровизацию образовательных учреждений и выполнение задач публичной дипломатии в рамках университетов.

Тему научной дипломатии не обошли своим вниманием и исследователи [72]. В конце 2020 г. на базе Российского совета по международным делам вышел доклад «Новые горизонты научной дипломатии в России» [73]. Авторы работы проанализировали эволюцию феномена научной дипломатии, трансформацию современных международных отношений на фоне актуальных вызовов — в первую очередь, пандемии и цифровизации, — а также оценили текущее состояние российской научной дипломатии. Экспертное сообщество развивает и исследует научную дипломатию в России, а также предлагает комплекс мер для повышения эффективности данных направлений.



[54] Фохт Е. Тысячи студентов-иностранцев не могут вернуться в Россию. Им предлагают дистанционку, но для многих она невозможна // BBC, Русская служба. 25.08.2020. URL: https://www.bbc.com/russian/features-53904331?SThi...://cpur.ru/russian-anti-covid-aid-2020-map/
[55] «Экспорт образования» – федеральный проект в рамках национального проекта «Образование», цель которого состоит в том, чтобы повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг // Правительство России. URL: http://government.ru/info/27864/
[56] Задачи экспорта российского образования на 2020 год обсудили в РАНХиГС в онлайн-формате // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 22.06.2021. URL: https://novgor.ranepa.ru/news/?ELEMENT_ID=328802
[57] Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации // Электронный фонд. URL: http://docs.cntd.ru/document/573138850
[58] Как новый закон упростит иностранным студентам работу в России // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://duma.gov.ru/news/49275/
[59] Иностранные студенты смогут легально работать в России // Российская газета. 05.08.2020. URL: https://rg.ru/2020/08/05/inostrannye-studenty-smog...
[60] Запущен «суперсервис» для иностранных студентов // Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. 19.02.2021. URL: https://rs.gov.ru/ru/news/83120?fbclid=IwAR1Cw499l... MRB86WN07DpDHvMe3M57XEg
[61] «Образование в РФ для иностранцев» // Education in Russia. URL: https://education-in-russia.com
[62] Этот сайт также указывается как официальный сайт для отбора иностранных граждан для обучения в России. В качестве оператора этого сайта выступает Агентство по сотрудничеству в образовании, но еще несколько лет назад сайт создавался под Россотрудничество и популяризировался через сеть РЦНК.
[63] Официальный сайт о высшем образовании в России для иностранных студентов // Study in Russia. URL: https://studyinrussia.ru
[64] Образовательные программы российских университетов для иностранных граждан в 2021 г. // Образование в России для иностранных граждан. URL: https://russia-edu.ru
[65] О программе // Megagrants. URL: https://p220.ru/about/?fbclid=IwAR0AuRkSnrI1EwlLmE...
[66] О программе // Megagrants. URL: https://p220.ru/about/infographics/
[67] На момент работы над докладом – февраль 2021 г.
[68] Stanford US-Russia Forum Welcomes New 2020-21 Cohort // Stanford U.S-Russia Forum. URL: https://usrussia.stanford.edu/surf-news/stanford-u...
[69] IX Annual ISCID Conference "Comparative Perspectives on the Political Economy of Development" // Higher School of Economics. URL: https://iims.hse.ru/en/csid/conf2020_eng
[70] Евразийский онлайн семинар // НИУ ВШЭ. URL: https://we.hse.ru/ml/online_seminar/
[71] Онлайн-конференция Россотрудничества и РСМД «Публичная дипломатия и российские университеты в современном "цифровом мире"» // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/news/onlayn-konferentsiy...
[72] События и болевые точки российской публичной дипломатии в сфере образования в 2018-2019 гг. были подробно рассмотрены во второй главе обзора «10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России», выпущенного в начале 2020 г. «Креативной дипломатией» и РСМД. См. Экспертный обзор российской публичной дипломатии в 2018-2019 гг. 10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России: доклад 52/2020 / (Н. Бурлинова, П. Василенко, В. Иванченко, О. Шакиров,); (вып. ред. И. Тимофеев, О. Пылова); Российский совет по международным делам (РСМД). - М: НП РСМД, 2020.
[73] Новые горизонты научной дипломатии в России: доклад 63/2020 / (Г.А. Краснова; Р.О. Райнхардт; О.И. Шакиров; Д.Б. Соловьев); (вып. ред. Е.О. Карпинская, И.А. Бочаров, О.А. Пылова); Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2020. 42 с.

Контроль за просвещением и международной деятельностью вузов
Несмотря на сложнейшие задачи интеграции российских вузов в глобальное образовательное пространство, попадание в мировые рейтинги и государственные программы по привлечению иностранных ученых в Россию, в минувшем году в образовательной области на государственном уровне был принят ряд шагов, которые могут заморозить позитивные процессы интеграции и сократить пространство для экспорта российского образования.

Еще в середине августа 2019 г. Министерство науки и высшего образования России издало приказ, ужесточающий правила взаимодействия российских ученых с иностранными коллегами и организациями [74]. Ведомство также заявило, что документ носит исключительно рекомендательный характер.

Ужесточение правил взаимодействия российских вузов и ученых с иностранными коллегами получило свое продолжение в 2020 г. через поправки в законодательство об образовании. В ноябре группа сенаторов и депутатов внесла в Государственную Думу новый законопроект [75], вызвавший повышенный общественный интерес и критику научного и экспертного сообщества. Законопроект предусматривает поправки к закону «Об образовании в Российской Федерации» — введение понятия «просветительская деятельность», полномочий федеральных органов власти для координации участия образовательных организаций в международной кооперации, в том числе подписания образовательными организациями договоров, а также иные требования к организации просветительской деятельности [76].

По мнению экспертов Общественной Палаты России, представивших свое заключение на законопроект [77], отсутствие в документе основ регулирования просветительской деятельности открывает большое пространство для свободы трактовок и «чрезмерной свободы подзаконного нормотворчества» [78], а «проектируемые в законопроекте нормы о необходимости координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве путем выдачи соответствующих заключений уполномоченным органом будут препятствовать оперативному сотрудничеству при осуществлении научного и образовательного процесса, обмена передовым опытом между образовательными организациями и учеными» [79]. Против принятия законопроекта выступило большое число ученых, было создано несколько петиций [80], выступили академики РАН [81].

Таким образом, в случае принятия данного законопроекта российским вузам придется согласовывать и получать разрешение на свою международную деятельность и сотрудничество с иностранными преподавателями, что лишит их самостоятельности и оперативности во взаимодействии с международными партнерами. Кроме того, просветительская деятельность, понимаемая в законопроекте слишком широко, создает возможности для злоупотребления контролем со стороны органов государственной власти и давления на вузы и научное сообщество. Главной проблемой данного законопроекта является его недостаточная проработанность с точки зрения негативного эффекта для российского образования. Его принятие может обернуться серьезными проблемами для всей просветительской отрасли и международной деятельности российских вузов. Изменения подобного характера ослабят их и без того не очень высокие позиции в рейтингах и привлекательность образовательного и научного направления российской публичной дипломатии за рубежом.


[74] Миронова К., Черных А. Торжество научного контролизма // Коммерсантъ. 15.08.2019. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4061050
[75] Законопроект № 1057895-7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1057895-7#bh_histras
[76] В том числе: определение круга лиц, обладающих правом осуществления просветительской деятельности (физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица); запрет на использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни и т.д.
[77] Законопроект № 1057895-7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Система обеспечения законодательной деятельности. 03.02.2021. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1057895-7#bh_histras
[78] Там же.
[79] Там же.
[80] Больше всего голосов собрала петиция, созданная ученым, астрофизиком Сергеем Поповым. См. Против поправок о просветительской деятельности // Change.org. 18.03.2021. URL: https://www.change.org/p/государственнаядума-рф-против-поправок-о-просветительской-деятельности-1e6d7a97-a61a-49b9-a7a7-80da49172ccf
[81] Президиум РАН выступил против законопроекта о просветительской деятельности // ТАСС. 14.01.2021. URL: https://nauka.tass.ru/nauka/10450471

Россотрудничество
Реформирование организации
Важным событием в системе публичной дипломатии России в рассматриваемый период стала инициатива по реформированию Россотрудничества — главного российского государственного оператора и центра проецирования за рубеж общественной дипломатии России [82]. Летом произошла смена руководства и был запущен новый этап реформ.

25 июня 2020 г. ведомство официально возглавил депутат Государственной думы VI созыва, основатель «Русской гуманитарной миссии» и журналист Евгений Примаков [83]. В связи с его назначением в экспертном сообществе возникли большие надежды на долгожданные изменения в Агентстве.

О том, что «реформы российского подхода к "мягкой силе" и работы Россотрудничества» [84] обсуждаются в администрации и в правительстве, в июле 2020 г. сообщала газета «Коммерсантъ» со ссылкой на самого Евгения Примакова [85]. Об этих реформах Е. Примаков также упоминал в своих первых интервью, а затем — в рамках программной пресс-конференции в ноябре 2020 г. [86].

В первую очередь, изменения должны коснуться перераспределения ведомственных ресурсов. Новая организационная структура Россотрудничества была сформирована к ноябрю 2020 г. [87].
Планируется, что исходя из официальных приоритетов внешней политики, деятельность Россотрудничества будет направлена преимущественно на страны постсоветского пространства и работу с общественным мнением стран СНГ. Региональное взаимодействие будет только углубляться, исходя из совместного плана Россотрудничества, ФАДН (Федерального агентства по делам национальностей) и Росмолодежи на дальнейшие мероприятия по формированию имиджа РФ [88].

Изменится также формат работы Российских центров науки и культуры (РЦНК). По мнению нового руководителя, одним из критериев эффективности РЦНК на местах должно стать «привлечение неправительственного сектора» [89], а сама их работа должна быть построена по системе русских клубов и наполнена практической пользой [90].

Изменения коснулись названия ведомства и РЦНК. Об этом Евгений Примаков заявил в августе в ходе общения с членами Клуба Горчакова [91]. По его мнению, существующие аббревиатуры «не по зубам» большинству иностранцев, необходимо утверждение нового «народного» названия. С этой целью 3 декабря Агентство объявило конкурс на новое название, по результатам которого победило название «Русский дом» [92].

Кроме того, будет сделан акцент на мягкой силе РФ в сфере образования: помимо развития образовательного обмена, новый глава ведомства подчеркнул необходимость поддержания связей с иностранными студентами через ассоциации выпускников, а также общественные и частные образовательные инициативы [93].
Новое руководство подчеркивает необходимость развития ещё одного значимого направления — гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию (СМР), которое Евгений Примаков назвал приоритетным в рамках трансформации подхода к глобальному присутствию России в гуманитарной сфере [94].

Вместе с тем обновление Агентства происходит в закрытом формате, без привлечения к обсуждению реформ профильных экспертов. В частности, открытым остается вопрос Экспертного совета по общественно-гуманитарным программам [95], который был создан при предыдущем руководителе Агентства Элеоноре Митрофановой и объединил различных «полевых» экспертов с большим опытом работы в общественной дипломатии. Совет проводил регулярные встречи, в том числе с участием руководителя Агентства. При этом на базе Россотрудничества сформирован новый Общественный совет [96], в который входят известные общественные деятели, представители благотворительных организаций.

Обновление Агентства идет небыстрыми темпами, по словам нового руководителя, «чуть медленнее, чем рассчитывали», но такова бюрократическая природа всех органов власти [97]. Новый заместитель руководителя Дмитрий Поликанов считает, что «когда всё получится, на выходе может появиться очень крутая система "мягкой силы" и гуманитарного сотрудничества» [98].

[82] Общественная дипломатия – инструмент формирования международных гуманитарных связей государства через общественные организации и гражданские формы активности. Общественная дипломатия является неотъемлемой частью системы публичной дипломатии любой страны.
[83] Указ Президента Российской Федерации от 25.06.2020 № 416 «О руководителе Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству» // Администрация Президента России. 25.06.2020. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/45632
[84] Власти обсуждают реформу работы Россотрудничества // Коммерсантъ. 13.07.2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4415594
[85] «Коммерсантъ» сообщал что, речь, вероятно, идет о переподчинении агентства президенту, а не Министерству иностранных дел, и создания отдельной госкорпорации, которая бы оперировала проектами и средствами на их продвижение.
[86] Онлайн-конференция руководителя Россотрудничества Евгения Примакова // YouTube. 17.11.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Eppb5eCju1E&feature=emb_logo
[87] Обновление Россотрудничества завершится 16 ноября // РИА Новости. 05.11.2020. URL: https://ria.ru/20201105/rossotrudnichestvo-1583213...
[88] Примаков: мы переживаем за события в странах бывшего СССР // Sputnik Узбекистан. 21.12.2020. URL: https://uz.sputniknews.ru/society/20201221/1564682...
[89] Евгений Примаков: Россотрудничество заговорит на понятном для зарубежной аудитории языке // ТАСС. 09.07.2020. URL: https://tass.ru/interviews/8925417
[90] Примаков анонсировал изменение названия Россотрудничества // Известия. 11.08.2020. URL: https://iz.ru/1046866/2020-08-11/primakov-anonsiro...
[91] Примаков счел название Россотрудничества сложным для иностранцев // РБК. 11.08.2020. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5f32a8b39a7947505c2...
[92] По состоянию на конец февраля 2021 г. итоги конкурса были неизвестны. См. Россотрудничество объявляет конкурс на новое название Агентства // Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. URL: https://rs.gov.ru/ru/news/80095
[93] Новые задачи обновленного Россотрудничества // Российский центр науки и культуры в Брюсселе. URL: https://bel.rs.gov.ru/ru/news/78990
[94] Там же.
[95] Консультационные и совещательные органы // Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. URL: https://rs.gov.ru/%20/activities/4/projects/1454
[96] О появлении такого совета стало известно из публикации на сайте Россотрудничества 11 февраля 2021 г. Совет возглавил известный эксперт-международник Фёдор Лукьянов. По опубликованной информации, совет – это постоянно действующий совещательный орган, куда вошли представители как образовательных и научных структур, так и медиа и бизнес-сообществ. Однако, кто конкретно вошел в состав совета, на сайте Россотрудничества не указывается. См. Фёдор Лукьянов: «Работу с общественным мнением за рубежом надо начинать с вовлечения в процесс собственного общества» // Федеральное агентство по делам Содружества Независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. 11.02.2021. URL: https://www.rs.gov.ru/ru/news/84746
[97] Обновление Россотрудничества завершится 16 ноября // РИА Новости. 05.11.2020. URL: https://ria.ru/20201105/rossotrudnichestvo-1583213...
[98] Публикация Дмитрия Поликанова // Facebook. 26.02.2020. URL:
https://www.facebook.com/dmitry.polikanov/posts/38...
Гуманитарное сотрудничество и содействие международному развитию
Проекты СМР
Под содействием международному развитию (СМР) РФ понимается комплекс мер в технической, финансовой, гуманитарной и других сферах, направленный на устойчивое социально-экономическое развитие государств-получателей российской помощи [99]. Официальные цели российского СМР были определены в 2014 г. в Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию [100]. Данная концепция закрепляет задачу реализации СМР за несколькими ведомствами: помимо Россотрудничества [101], к ним также относятся Министерство иностранных дел, Министерство финансов, Министерство обороны и др. [102] Иными словами, данное направление, несмотря на общегосударственный приоритет, не закреплено ни за одним конкретным ведомством. С 2014 по 2019 гг. российская деятельность по линии СМР выглядела пассивно: в информационном поле отсутствовала информационная повестка СМР, а гуманитарная поддержка, оказываемая другим странам со стороны России, происходила во многом разрозненно. Серьезные изменения в подходе к СМР как к единому и важному направлению произошли в 2020 г. в результате начала пандемии коронавируса и проведения реформы Россотрудничества. Как и Константин Косачев, который руководил ведомством в 2012-2014 гг., его новый руководитель Евгений Примаков активно поддерживает и продвигает тему СМР и гуманитарной помощи [103]. Об этом он не раз говорил в своих интервью и публикациях [104].

В ноябре 2020 г. была создана Межведомственная комиссия по вопросам содействия международному развитию [105] — её работа будет направлена на координацию деятельности государственных структур по направлению СМР. Россия также продолжает делать взносы в международное развитие по линии глобального гуманитарного сотрудничества. Согласно данным ОЭСР, в 2019 г. она передала около 1,1 млрд долл. на официальную помощь в целях развития (ОПР), что на 11,5% больше по сравнению с предыдущим годом106. Несмотря на то, что данные за 2020 г. еще не появились, мы можем спрогнозировать увеличение показателей: учитывая, что на фоне пандемии РФ активно взаимодействует с ВОЗ и ПРООН и активизируется как международный донор, сумма совместных финансовых вложений с российской стороны в гуманитарную сферу, вероятнее всего, будет немного увеличиваться. Тема СМР и гуманитарной помощи активно поддерживается российским экспертным сообществом. В 2020 г. было запущено сразу два цифровых проекта, посвященных СМР. В апреле стартовал «Гуманитарный монитор» [107], созданный молодыми учеными-международниками в целях повышения осведомленности российской и зарубежной аудитории о вкладе РФ в международное сотрудничество. Команда «Гуманитарного монитора» запустила интерактивный портал «Гуманитарная карта» [108], визуализирующий вклад российских организаций и НКО в глобальное гуманитарное сотрудничество [109]. Еще одна карта гуманитарной помощи представлена на сайте Центра перспективных управленческих решений [110]. Участие в ее наполнении принимают как эксперты Центра, так и команда «Гуманитарного монитора». Частные инициативы в данной области расширяют возможности и потенциал российской публичной дипломатии. Говоря о теме гуманитарного сотрудничества в контексте публичной дипломатии, нельзя не упомянуть о деятельности МЧС России, которое ведет свою международную деятельность и оказывает гуманитарную помощь с 1993 г. [111] В минувшем году Министерство осуществило более 40 гуманитарных миссий, включая помощь в борьбе с коронавирусом [112].



[99] Содействие международному развитию // Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. URL: https://rs.gov.ru/ru/activities/1/projects/2585
[100] Указ Президента Российской Федерации от 20.04.2014 № 259 // Администрация Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38334
[101] Тема СМР активно продвигалась в Россотрудничестве при Константине Косачеве, который в 2012-2014 гг. возглавлял агентство. К. Косачев выступал с идеей трансформировать эту структуру и возложить на Россотрудничество функции главного в стране оператора содействия гуманитарному развития. Именно при активной поддержке Косачева принята Концепция СМР.
[102] Какие органы исполнительной власти принимают участие в реализации политики Российской Федерации в области СМР? // Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. URL: https://rs.gov.ru/ru/pages/765
[103] Оказание гуманитарной помощи является главным направлением работы АНО «Русская гуманитарная миссия», генеральным директором и соучредителем которой до недавнего времени был Е. Примаков. В настоящее время информация о статусе Е. Примакова в структуре РГМ на сайте организации не указана.
[104] См.: Примаков Е. Гуманитарная миссия России. Пути к миру и безопасности, 2018, № 1(54) Спецвыпуск: Гуманитарные вызовы, гуманитарное реагирование и защита гражданского населения в вооруженных конфликтах. С. 182-196.
[105] Указ Президента Российской Федерации от 05.11.2020 № 676 «О Межведомственной комиссии по вопросам содействия международному развитию» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001...
[106] Russian Federation. Other official providers reporting at the aggregate level to the OECD // OECD. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/013eabc4-en/in... NwEmzMCCtXWyGCxjpcoZtJblAIlW-XgoWbeU_L9fCGcDXp4#section-d1e44716
[107] Проект создания специализированной структуры по продвижению позитивного имиджа России за рубежом и содействию международному развитию с использованием инструментов «мягкой силы» // Гуманитарный монитор. 19.03.2021. URL: https://t.me/humanitarianmonitor
[108] Гуманитарная карта // Гуманитарный монитор. URL: https://russianassistance.ru/
[109] Интервью сооснователей «Гуманитарного монитора» на портале Baltnews о проекте «Гуманитарная карта» / Елизавета Белоусова. Цифровые технологии на благо дипломатии: гуманитарную помощь России сможет видеть весь мир // Baltnews. 11.01.2021. URL: https://lv.baltnews.com/Russia_West/20210111/10244...
[110] Карта гуманитарной помощи. Кому и как помогала Россия для борьбы с пандемией? // Центр перспективных управленческих Решений. URL: https://cpur.ru/russian-anti-covid-aid-2021-map/
[111] Международное сотрудничество // МЧС России. URL: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/mezhdunarodnoe...
[112] МЧС России в 2020 году провело более 40 международных гуманитарных операций // ТАСС. 12.02.2021. URL: https://tass.ru/obschestvo/10689243

"Вакцинная дипломатия"
В рамках сотрудничества с ВОЗ самой актуальной темой стала борьба с пандемией коронавируса. Речь идет о так называемой «вакцинной дипломатии» [113]. Российская вакцина «Спутник V» была изначально принята со скепсисом как международным сообществом [114], так и российскими гражданами, однако к зиме 2020 г. отношение к ней изменилось. После успешного прохождения третьей фазы клинических исследований, публикации их результатов в ведущем научном медицинском журнале «Lancet» и демонстрации высокой степени безопасности и эффективности (с показателем 91,6% [115]), «Спутник V» начал многими восприниматься как крупнейший научный прорыв России с советских времен [116]. Это способствовало не только укреплению имиджа России и российской науки, но и привело к расширению поставок отечественной вакцины за рубеж: помимо стран постсоветского блока, «Спутник V» уже зарегистрировали некоторые ближневосточные государства (ОАЭ, Ливан, Иран), часть стран Африки и Америки (Тунис, Алжир, Мексика, Парагвай, Венесуэла) и Венгрия [117]. При этом с большой долей вероятности география распространения российской вакцины продолжит расширяться, в том числе в Европе. В период коронавирусных ограничений развитие гуманитарного сотрудничества по вопросу вакцинации и совместного преодоления экономических и социальных последствий пандемии представляется наиболее перспективным направлением развития российской публичной дипломатии ближайшего времени.

Таким образом, в 2020 г. СМР стало одним из важнейших направлений российской мягкой силы. Опираясь на финансовые взносы в международной гуманитарной сфере, совместную борьбу с пандемией Covid-19 и поставку медицинского оборудования, тест-систем и вакцин за рубеж, Россия может укрепить международные контакты и положительный имидж — особенно в азиатском, латиноамериканском и африканском регионах.

[113] Вакцинная дипломатия - новый фактор международных отношений в эпоху пандемии. На эту тему: Дмитрий Кулиш. Вакцинная дипломатия в действии // Коммерсантъ. 25.01.2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4661508
[114] Негативная реакция на российскую вакцину как в самой России, так и за рубежом, связана во многом с традиционными для российской публичной дипломатии проблемами в информационном сопровождении подобных проектов, в том числе с недостаточной информацией о вакцине на английском языке.
[115] Lancet опубликовал результаты третьей фазы исследований «Спутника V» // РИА Новости. 02.02.2021. URL: https://ria.ru/20210202/vaktsina-1595668444.html
[116] Putin's Once-Scorned Vaccine Now Favorite in Pandemic Fight // Bloomberg. 06.02.2021. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-02-06...
[117] Общая информация вакцина «Спутник V» // Спутник V. URL: https://sputnikvaccine.com/rus/about-vaccine/

Государственное регулирование и сфера публичной дипломатии
Законодательство об иностранных агентах
Поскольку некоммерческие организации, а именно НКО-международники [118], являются непосредственными участниками международной деятельности, изменения российского законодательства последних 10 лет по части контроля за НКО и международной деятельностью напрямую затрагивают сферу публичной дипломатии.

Базовым законом, который регулирует деятельность всех НКО в России [119], является Федеральный закон о некоммерческих организациях (№7-ФЗ от 12 января 1996 г. [120]). В 2011-2012 гг. вокруг этого документа возник общественный резонанс в связи с принятием пакета поправок, предусматривавших понятие «иностранный агент». Решение о внесении поправок со стороны государства было продиктовано логикой внутренних событий [121] и существовавшими пробелами в системе контроля за финансированием российского некоммерческого сектора со стороны иностранных игроков, желавших активно участвовать в российской политической жизни через местные НКО.

Понятие «иностранный агент», а также необходимость маркировки НКО в качестве иностранных агентов при наличии иностранного финансирования, вводимое Федеральным законом №121 [122], вызвало неприятие некоммерческого сектора. Закон также вводил понятие «политическая деятельность» и перечислял виды деятельности, которые не относились к политической сфере. Как посчитало государство, были сняты опасения многих благотворительных и других социальных НКО, которые могли продолжать получать зарубежное финансирование своих проектов.

Между тем внешняя политика в соответствии с законом была отнесена к политической деятельности. Поэтому любая российская НКО-международник, которая на тот момент получала иностранное финансирование (например, в порядке софинансирования какого-то проекта от иностранных партнеров), подпадала под «иностранного агента» [123]. Тогда же был сформирован список иностранных агентов [124] и опубликован перечень нежелательных в России организаций [125]. Разница между этими понятиями состоит в том, что НКО-иностранные агенты при условии получения соответствующего статуса могут официально продолжать свою работу на территории России, предоставляя соответствующую отчетность в российский Минюст. Нежелательные организации — те, чья деятельность запрещена на территории России. На тот момент это были в основном филиалы и представительства крупных иностранных НПО, которые предпринимали попытки участия в политической жизни России и зачастую поддерживали процессы, направленные против власти [126].

В связи с тем, что обеспокоенность некоммерческого сектора поправками и понятием «иностранный агент» не уменьшалась, а первая практика применения этого закона показала, что очень часто на местах правоохранители по-своему трактовали понятие «политическая деятельность», в 2016 г. были приняты очередные поправки (ФЗ-179) [127]. Они конкретизировали понятие «политическая деятельность», используемое при определении НКО, которые выполняют функции иностранных агентов. Новые поправки определяли цели, формы и сферы деятельности НКО, совокупность которых необходима для признания их деятельности политической.

В ноябре 2017 г. был принят закон [128], вносивший изменения в Закон о СМИ и вводивший понятие «иностранного агента» для средств массовой информации. Чуть позже появился реестр СМИ [129], выполняющих функции иностранного агента.

В 2019 г. в регулирование работы СМИ, выполняющих функцию иностранного агента, внесли законодательные дополнения. Принятые законодательные нормы [130] касаются физических лиц, которые отныне могут быть признаны иностранными СМИ, выполняющими функции иностранного агента (в случае получения финансовых средств из-за рубежа и распространения своих материалов для широкого круга лиц), а также просто иностранными агентами (без приставки «СМИ»), в случае создания и распространения информации СМИ-иноагентов [131].

В ноябре 2020 г. в Госдуму был внесен, а затем в короткие сроки прошел все три чтения, рассмотрение в Совете Федерации и подписание президентом новый пакетный закон, касающийся темы иноагентов. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 481-ФЗ [132] вводит две новые категории, которые могут подпадать под статус иностранного агента — общественные объединения без прав юридического лица и физические лица, при условии, что они занимаются политической деятельностью (включает внешнюю политику) и получают финансовую и другую [133] помощь от иностранных источников (и не только) [134].

Тогда же, в ноябре 2020 г., в Государственную Думу был внесен законопроект [135] о штрафах за нарушения со стороны НКО, физических лиц и общественных объединений, признанных иностранными агентами [136]. В случае отсутствия маркировки «иностранный агент» на публикуемых и распространяемых ими материалах предусмотрены штрафы (от 2,5 до 300 тыс. руб.).

Таким образом, поскольку внешняя политика и вся сопутствующая ей деятельность — публичная и общественная дипломатия, информационное сопровождение внешней политики России — относятся к политической деятельности, НКО-международники входят в зону серьезного риска быть признанными иностранными агентами. Гарантией неполучения такого статуса является отсутствие какого-либо иностранного финансирования. Но здесь возникает еще несколько нюансов.

На практике это означает, что российские НКО-международники не могут подаваться на международные гранты, участвовать в международных проектах с иностранными финансированием. С одной стороны, это действительно резко укрепляет надзор за НКО, их содержательной работой, поскольку в качестве спонсоров остается только российское государство или иные окологосударственные и коммерческие структуры. С другой стороны, подобная норма резко отсекает российские некоммерческие организации от позитивной кооперации с зарубежными партнерами и в разы повышает подозрительность к собственным проектам со стороны иностранной целевой аудитории. Любая российская НКО-международник с целевой аудиторией в странах Европы или США рано или поздно сталкивается с вопросом поиска финансирования своей деятельности. Поскольку в России финансирование бизнесом проектов внешнеполитической направленности происходит крайне редко, исключительное государственное финансирование подобных проектов вызывает за рубежом обвинения в пропаганде и закрепляет статус «кремлевской НКО».

Еще один неясный момент содержится в норме определения финансирования иностранного агента [137]. Речь идет об упоминании в качестве источников финансирования российских юридических лиц, которые в свою очередь могут получать финансирование от перечисленных в законе иностранных источников. Закон оставляет открытым вопрос о том, становится ли некоммерческая организация иностранным агентом, если она получает денежные средства от российской коммерческой организации с иностранным участием/капиталом? Труднодоступный в плане финансирования «международки» российский бизнес станет еще более недоступным для российских НКО-международников, которые будут бояться любого иностранного шлейфа коммерческих структур (например, наличие иностранных граждан на руководящих позициях/в советах директоров).

Подобные нормы усложняют в разы и без того непростые условия работы российских НКО-международников с целевыми странами по направлению публичной дипломатии. Большая часть таких НКО перестанут реализовывать проекты и замкнутся на проектах общественной дипломатии внутри России или на постсоветском пространстве. Российская публичная дипломатия лишается важных инструментов работы.


[118] Под НКО-международником понимается национальная неправительственная организация, чья деятельность связана с международной повесткой или находится в фокусе внешнеполитической тематики.
[119] Подробнее об основных понятиях, терминах и нормах деятельности российских неправительственных организациях см. Курс общественного дипломата.Учебн.-метод. материалы №4/2017 / Н.В. Бурлинова, Российский совет по международным делам (РСМД). Москва: НП РСМД, 2017. Лекция 6. С. 32-36.
[120] Федеральный закон о некоммерческих организациях (№ 7-ФЗ от 12.01.1996) // Администрация Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8742
[121] Имеются в виду протестные движения 2011-2012 гг. в преддверии президентских выборов в России: события на Болотной площади (декабрь 2011 г.) и «Марш миллионов» (май 2012 г.) накануне инаугурации президента В. Путина.
[122] Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. // Администрация Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35748
[123] С принятием этих поправок автоматически под понятие «иностранный агент» подпадали известные российские аналитические центры, в том числе ориентированные на поддержку государства, но которые при этом сотрудничали с зарубежными коллегами, вели программы совместного финансирования. Все это создавало противоречия.
[124] Актуальный список НКО-иностранных агентов // Министерство Юстиции РФ. URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/vnesenie-nekommerc...
[125] Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации // Министерство юстиции Российской Федерации. URL: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7756/
[126] Изначально в список попали 11 иностранных неправительственных организаций, включая крупнейшие американские структуры, которые занимались «продвижением демократических ценностей» по всему миру.
[127] Федеральный закон от 02.06.2016 № 179-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях"» // Российская газета. 06.06.2016. URL: https://rg.ru/2016/06/06/obiedinenia-dok.html
[128] Федеральный закон от 25.11.2017 № 327-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10.4 и 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 6 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Российская газета. 25.11.2017. URL: https://rg.ru/2017/11/25/fz327-site-dok.html
[129] Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента // Министерство юстиции РФ. URL: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
[130] Федеральный закон от 02.12.2019 № 426-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 04.12.2019. URL: https://rg.ru/2019/12/04/smi-dok.html
[131] Замахина Т. Маркировка для агента // Российская газета. 03.12.2019. URL: https://rg.ru/2019/12/03/rg-publikuet-zakon-o-dopo...
[132] Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности» // Российская газета. 11.01.2021. URL: https://rg.ru/2021/01/11/bezopasnost-dok.html
[133] Закон говорит об «иной организационно-методической помощи».
[134] Помощь может оказываться не только иностранными источниками, но российскими гражданами или организациями, которые действую в интересах иностранного источника.
[135] О изменении в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1060950-7
[136] Был принят Государственной Думой в третьем чтении и одобрен Советом Федерации в феврале 2021 г.
[137] Федеральный закон от 30.12.2020 № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности». Статья 4 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372...

Выводы
1
Система российской публичной дипломатии, как и международная публичная дипломатия в целом серьезно пострадали в связи с глобальной пандемией и закрытием границ. Самые серьезные последствия переживают образовательное и гуманитарное направления, общественная дипломатия. Экспертное направление публичной дипломатии неплохо адаптировалось к новой реальности за счет внедрения новых коммуникационных платформ. Однако к концу 2020 г. появилась большая усталость экспер- тов от онлайн-общения, интенсивность мероприятий в онлайн-формате пошла на спад. Вероятно, в 2021 г. количество онлайн-мероприятий будет сокращаться.
2
Переход к онлайн-форматам создал эффект стремительного развития цифрового направления публичной дипломатии. Однако оценить успешность такой работы за прошедший год пока трудно, поскольку критерии эффективности — вопрос для отдельной научной дискуссии. Вероятно, цифровая дипломатия останется главным трендом на 2021 и 2022 гг. — до полноценного восстановления глобального сообщения и возобновления очных контактов.

3
Конец 2020 г. показал, что возвращение к «доковидному» уровню публичной дипломатии, включая проведение очных мероприятий, возможно не ранее конца 2021 г. или, что более вероятно, 2022 г. Тренд на отказ от проведения крупных международных конференций в 2021 г. сохранится.
4
В связи с закрытием границ и переходом в онлайн-форматы остается открытым вопрос адаптации государственных грантов, выданных некоммерческим организациям на общественную и публичную дипломатию до начала и в период пандемии. В условиях отсутствия необходимости тратить деньги на организацию мероприятий и перелет участников государству в лице грантооператоров необходимо пересмотреть оценку поступающих проектов и ввести критерии грамотного использования предоставляемых финансовых ресурсов на онлайн-проекты. Очевидно, что проекты, которые требуют многомиллионных бюджетов, на данном этапе малоэффективны и не реализуемы.
5
Остается открытым вопрос реформирования Россотрудничества. С одной стороны, пауза в международной жизни дает российской структуре возможность перестроиться и накопить силы для нового профессионального рывка. С другой стороны, реформы подразумевают не только привлечение новой профессиональной команды, но и полное переформатирование внутренней бюрократической системы, поиск и повышение квалификации новых кадров для работы за рубежом, наделение Россотрудничества новыми функциями и компетенциями.

6
Усиление государственного. контроля за международной образовательной деятельностью и деятельностью НКО несет риски «выплеснуть с водой ребенка». Контроль важен и нужен, но без перегибов. Сейчас отсутствие возможностей для российских НКО-международников работать с иностранным финансированием (даже под контролем государства) серьезно сужает возможности наших организаций по работе с зарубежной аудиторией. Наступление государства на международную практику российских вузов также поставит их в сложное положение. Международная кооперация — важный инструмент публичной дипломатии и серьезное окно возможностей для продвижения российских интересов за рубежом. Важно не закрывать это окно.
7
Усиление государственного. контроля за международной образовательной деятельностью и деятельностью НКО несет риски «выплеснуть с водой ребенка». Контроль важен и нужен, но без перегибов. Сейчас отсутствие возможностей для российских НКО-международников работать с иностранным финансированием (даже под контролем государства) серьезно сужает возможности наших организаций по работе с зарубежной аудиторией. Наступление государства на международную практику российских вузов также поставит их в сложное положение. Международная кооперация — важный инструмент публичной дипломатии и серьезное окно возможностей для продвижения российских интересов за рубежом. Важно не закрывать это окно.
8
Неожиданный результат пандемии — постепенно возвращение России в число крупнейших международных гуманитарных игроков. Осторожное признание вакцины «Спутник V» в конце 2020 г., а также резкое увеличение масштабов гуманитарной помощи разным странам мира в течение года позволяют по-новому оценить потенциал российской мягкой силы. Ожидаем увидеть в новых международных рейтингах по мягкой силе за 2020 г. рост позиций России и переоценку эффективности инструментов российской мягкой силы.


Презентация доклада "Публичная дипломатия России в эпоху COVID-19" в РСМД
Видео на YouTube
Центр поддержки и развития общественных инициатив"Креативная дипломатия"
Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки и развития общественных инициатив – «Креативная дипломатия» – российская неправительственная организация, работающая в области публичной дипломатии с 2011 г. Многолетняя вовлеченность в международную работу, опыт организации крупных мероприятий дают нашей организации возможность для развития собственной теоретической школы публичной дипломатии. Ежегодно экспертная команда организации выпускает обзоры основных событий и трендов российской публичной дипломатии. С 2019 г. при подготовке и публикации докладов мы сотрудничаем с Российским советом по международным делам.
Российский совет по международным делам
Российский совет по международным делам (РСМД) — некоммерческая организация, ориентированная на выработку практических рекомендаций в интересах профильных внешнеполитических ведомств, российских государственных и частных компаний и других организаций, ведущих активную международную деятельность. РСМД объединяет усилия экспертного сообщества, органов государственной власти, бизнес-кругов и гражданского общества с целью повышения эффективности внешней политики России.

Наряду с аналитической работой РСМД ведет активную образовательную деятельность с целью сформировать устойчивое сообщество молодых профессионалов в области внешней политики и дипломатии. Совет выступает в качестве активного участника экспертной дипломатии, представляя на международных площадках экспертное видение в решении ключевых международных проблем.

Членами РСМД являются ведущие представители внешнеполитического сообщества России: дипломаты, бизнесмены, ученые, общественные деятели и журналисты.

Президент РСМД, член-корреспондент РАН Игорь Иванов занимал пост министра иностранных дел РФ в 1998–2004 гг. и секретаря Совета Безопасности РФ в 2004–2007 гг.

Генеральным директором Совета является Андрей Кортунов. В 1995–1997 гг. Андрей Кортунов занимал должность заместителя директора Института США и Канады РАН.
Фото ОБЛОЖКИ: REUTERS/Issei Kato/Pixstream