Выше были обозначены ключевые элементы даннической системы в Восточной Азии – мировоззренческие основания, архитектура международных отношений, поведение гегемона, дипломатические ритуалы и тип внутренней легитимации. Попробуем применить эту парадигму для анализа системы Pax Americana.
Говоря о
мировоззренческих основаниях выстраиваемой США архитектуры международных отношений, следует отметить, что это, в первую очередь, представления об американской исключительности. Убежденность в американской исключительности достаточно очевидна стороннему наблюдателю, следящему за американской политикой, однако есть основания для попытки ее деконструировать, то есть разложить на составляющие. Следует отметить, что эти представления изначально носили религиозный характер ("Сияющий Град на Холме"), однако постепенно секуляризировались, не утратив, впрочем, до конца своей религиозной сути. В качестве примера можно привести высказывание седьмого президента США Эндрю Джексона, обратившегося к своим последователям со словами:
«провидение … выбрало вас защитниками свободы, чтобы вы могли сохранить эту свободу во благо всего человечества» [19].
Идея распространения либеральной демократии как некоей «священной миссии» в сочетании с идей о национальной исключительности стала одним из ключевых элементов американской внешней политики к началу XX века. Этому предшествовала определенная дискуссия внутри американского общества: высказывались опасения, что стремление к национальному могуществу может привести к излишнему укреплению исполнительной ветви власти и, в итоге, к ограничению свободы. Однако, в итоге идея богоизбранности американской нации, несущей свободу всему остальному миру, возобладала во внутриполитическом дискурсе. Не последнюю роль в этом сыграли протестантские проповедники вроде Джозаи Стронга, связавшие в своем учении идею либеральной демократии и христианства.
Если говорить о событиях XXI века, то эта идея наиболее четко проявлялась во внешней политике администрации Дж.Буша-младшего, который утверждал, что миссия США –
«избавить мир от зла». Подобное манихейское мышление характерно многим американским политикам, общественным деятелям и комментаторам. Например, рассуждая о вмешательствах США в дела суверенных государств (Ирак, Югословаия), консервативный обозреватель Д.Плетка открыто утверждал, что
«ни в одном из этих случаев вторжение США не имело злонамеренных целей» [20].
Следует отметить, что на практике внешняя политика США несколько более прагматична и действия американской администрации часто противоречат «моральной оболочке»: например, когда посол США в Чили поднял в разговоре с Пиночетом вопрос о соблюдении прав человека, Генри Киссинджер приказал послу «перестать читать лекции по политологии» руководству союзного государства
[21]. В политической истории США можно найти немало других примеров союзов с недемократическими государствами. Однако американцы убеждены в моральной правоте своей внешней политики и действительно считают себя нацией, призванной нести свободу остальному миру – так, как они это понимают.
Говоря об
архитектуре международных отношений, которую выстраивает США, необходимо отметить, что речь идет об изначально ассиметричной системе, которая во многом напоминает данническую систему Восточной Азии. Являясь крупнейшей в мире экономикой ($23.32 триллиона в 2021 году), США являются также страной с крупнейшим в мире оборонным бюджетом ($0.8 триллиона в 2021 году), что позволяет Штатам выстраивать достаточно иерархичные и при необходимости коерсивные международные отношения, которые принимаются их союзниками. Комментируя вопрос американских военных баз, А.Кули пишет, что
«соглашение о создании базы в определенном смысле является иерархическим контрактом, в котором принимающая сторона законно отказывается от части своего суверенитета, позволяя разместить на своей территории иностранный военный контингент» [22]. В американских военно-политических кругах также долгое время пользовался особой популярностью «принцип 72 часов», согласно которому базы должны располагаться таким образом, чтобы войска США могли прибыть в любую точку мира в течение 72 часов
[23].
Таким образом, архитектура МО, которую выстраивают США,
значительно более коерсивна, чем конфуцианский порядок, существовавший в Восточной Азии. Однако при этом, США стремятся обрамить свою внешнюю политику в моральную оболочку, поэтому «приближают» к себе государства, максимально соответствующие понятию либеральной демократии
[24]. Интересно, что союзники США в целом соглашаются с таким раскладом, признавая ведущую роль США. К примеру, в Восточной Азии США используют метафору «оси и спиц» колеса, ставя себя на место оси, вокруг которой организованы спицы – то есть другие страны.
[19] Цитата по Michael Hunt Ideology and U.S. Foreign Policy (New Haven: Yale University Press, 1987), p. 30
[20] Danielle Pletka, 'Mitt Romney's Missing Foreign Policy', New York Times, October 8, 2012, http://www.nytimes.com/2012/10/08/opinion/mitt-romneys-missing-foreign-policy. html
[21} Lars Schoultz, Human Rights and United States Policy toward Latin America (Princeton: Princeton University Press, 1981), p. 111.
[22] Alexander Cooley, Base Politics: Democratic Change and the U.S. Military Overseas (Ithaca: Cornell University Press, 2008), p. 6.
[23] Center for Strategic and International Studies (CSIS), Global Security Forum: What Impact Would the Loss of Overseas Bases Have on U.S. Power Projection? 2010, Transcript. http://csis.org/files/attachments/100513_bases_transcript.pdf
[24] David Sylvan and Stephen Majeski, U.S. Foreign Policy in Perspective: Clients, Enemies, and Empire (Routledge, 2009), pp. 34–36.