Институциональная основа публичной дипломатии Испании в Латинской Америке О приоритетности латиноамериканского направления во внешней политике Испании свидетельствует целый раздел в стратегии внешней политики Испании на 2021–2024 гг. В систему государственных органов Испании
входят:
- Государственный секретариат по делам Латинской Америки, Карибского бассейна и испанского языка в мире,
- Главное управление по Иберо-Америке и Карибскому бассейну,
- Главное управление по Мексике, Центральной Америке и Карибскому бассейну,
- Главное управление по андским странам и многие другие.
В силу близких связей целесообразно говорить о приоритетности использования инструментов культурного влияния в политике Мадрида в отношении Латинской Америки. Однако, это не означает, что Испания не уделяет внимание другим сферам публичной дипломатии.
В сфере политического сотрудничества главным инструментом публичной дипломатии является институт
Иберо-американских саммитов. В 1991 году состоялась первая встреча представителей Аргентины, Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Гватемалы, Гондураса, Доминиканской Республики, Испании, Колумбии, Коста-Рики, Кубы, Мексики, Никарагуа, Панамы, Парагвая, Перу, Португалии, Сальвадора, Уругвая, Чили и Эквадора. В настоящее время участниками саммита являются все вышеупомянутые страны, а также Андорра. Первый саммит был созван по инициативе Испании и Мексики, именно эти два государства выдвинули идею о необходимости создания площадки для обсуждения проблем и перспектив сотрудничества, разработки общих подходов к решению насущных проблем ибероамериканских государств. Инициативная роль Испании в процессе организации первых саммитов вполне объяснима, так как иберийская колонизация
привела к относительной культурной и религиозной однородности стран Латинской Америки. Образование, здравоохранение, культура, занятость, иммиграция были в повестке дня всех Иберо-американских саммитов, которые также затрагивали и политические темы - разоружение, терроризм, глобализация или укрепление демократии.
Несмотря на то, что в рамках саммита страны строят горизонтальные связи, не выделяя какого-либо лидера, Испании удается использовать форумы в качестве эффективного инструмента публичной дипломатии путем формирования повестки каждого форума, активно участвуя в организации самих саммитов и продвижении своих идей и ценностей. Так, на последнем XXVIII саммите иберо-американских государств, который прошел в Республике Доминикана под слоганом «Вместе за справедливую и устойчивую Иберо-Америку», было опубликовано несколько докладов, посвященных видению решения мировых проблем государств-участников саммита, включая
Иберо-американскую атлантическую хартию, которая объединяет общее видение проблем изменения климата, утраты биоразнообразия и загрязнения и устанавливает руководящие принципы для руководства политикой и государственной политикой в этих областях. Можно предположить, что важную роль в составлении этого документа представлял опыт Испании в борьбе с экологическими проблемами. Согласно стратегии внешней политики Испании, экология и устойчивое развитие являются приоритетными направлениями в политике государства, в том числе и проецирование важности экологических проблем в Латинской Америке.
Иберо–американские саммиты являются эффективным инструментом испанской внешней политики. С одной стороны, Испания и Португалия улучшили свой имидж среди своих бывших колоний, устранив недоверие неоколониалистов. Сегодня Латинская Америка приобретает все большее значение как для Испании, так и для Португалии, в том числе в экономическом плане. С другой стороны, Португалия и Испания разработали новую модель отношений с Латинской Америкой, которая укрепляет их позиции по отношению к европейским партнерам. Можно сказать, что Испания является воротами в Европу для латиноамериканских стран и в то же время представителем развивающихся государств в Европейском союзе.
Также важно отметить, что Испания является наблюдателем во многих латиноамериканских организациях, например, в Организации американских государств с февраля 1972 года, Латиноамериканской ассоциации интеграции с ноября 1982 года. Испания также имеет статус наблюдателя в Системе Центральноамериканской интеграции с 2004 года и в Андском сообществе наций с 2011 года. В ноябре 2012 года Испания стала первой страной, присоединившейся к Тихоокеанскому альянсу
в качестве наблюдателя. Статус наблюдателя расширяет присутствие Испании в регионе и включает ее в поле проблем стран Латинской Америки. Даже будучи наблюдателем, а не полноценным участником, Испания включена в деятельность стран Латинской Америки и может выстраивать стратегию продвижения своего имиджа и интересов в регионе.