«КД»: А как вы оцениваете фактор русскоязычного населения на территории постсоветского пространства? Актуально ли делать ставку на него в области придвижения «мягкой силы»?
Сергей Рекеда: Само русскоязычное сообщество менее однородно, чем 20 лет назад. Взять ту же Прибалтику - «русскоязычный» там не равно «лояльный российской внешней политике». Более того, есть особенно большой сегмент среди молодежи, который критикует Россию, не воспринимает её как родственное или близкое себе государство. Но насколько местные правительства считают таких русскоязычных «своими», насколько готово на них опираться – это тоже большой вопрос. Если говорить о всем постсоветском пространстве, то здесь, я не думаю, что все потеряно и все стоит мазать черной краской. При определенных изменениях наших подходов, инструментов «мягкой силы», я думаю, что у нас есть ресурс – условно говоря, мы можем еще кого-то среди молодёжи «очаровать». У нас есть чем понравиться и заинтересовать, но здесь нужны менее бюрократические подходы. Часто наши проекты очень бюрократизированы, проводятся для галочки, зачастую в рамках этих проектов собираются одни и те же люди. Если же мы будем ориентированы на то, чтобы включать более широкие слои, даже не только тех, кто симпатизирует России, но и тех, кто нейтрален или даже скептически относится, чтобы дискутировать с ними, доказывать, объяснять - тогда да, есть еще пространство для работы, ну и плюс необходимы изменения в самой России. Понятно, что наш внутренний прогресс будет привлекать. Также постсоветское пространство декларируется как приоритетное направление внешней политики, тем не менее, есть разрыв между официальными заявлениями и действиями.
«КД»: В чем заключается привлекательность евразийского проекта? К примеру, ЕС привлекает тем, что декларирует продвижение демократических ценностей, благосостояние, а чем привлекателен ЕАЭС?
Сергей Рекеда: Можно выделить несколько составляющих. Первое – сейчас он может быть как раз и привлекателен отсутствием этой ценностной составляющей, о которой Вы говорили по отношению к ЕС. В этом есть свои плюсы и свои минусы. С одной стороны, да, нужен какой-то ценностный базис для интеграции, это сближает. С другой стороны, искусственно подводить всех под единый ценностный знаменатель было бы неправильно. К тому же не стоит забывать, что Евразийский союз включает довольно молодые общества, и не все дискуссии по ценностным вопросам там завершены. Поэтому есть свои преимущества в том, что над нами сейчас не довлеет ценностное сектанство, как это часто можно заметить в современном ЕС. Ценности нужны, но они должны формироваться постепенно, естественным образом и без кампанейщины. Вторая составляющая носит чисто экономический характер. Допустим, единый рынок труда еще складывается, но уже сейчас есть возможность платить меньше налогов – если человек приезжает в Россию из другой страны-члена ЕАЭС, то ему нужно платить налоги не 30%, а 13%, как и гражданину России. Началась работа по договору о пенсиях, чтобы каждый мог её получать в странах-членах ЕАЭС, и чтобы учитывался и суммировался стаж на территории этих стран. Идет также планомерная работа по снижению тарифных и нетарифных барьеров, что важно для предпринимательского сообщества. Список подобных преимуществ можно продолжать и дальше – какие-то новеллы уже действуют, какие-то пока в планах.
Есть еще выгоды в сфере безопасности, которые связаны с экономическими вопросами, например, с миграцией и выстраиванием более прозрачного законодательства в этой сфере. Это позволяет снизить уровень преступности и нелегальной миграции. Это не может не быть плюсом еще и потому, что сообщество нелегальных трудовых мигрантов является одним из популярных каналов рекрутирования террористов и экстремистов.
Если говорить о глобальных вещах, то это - поддержка общественно-политической стабильности, которая невозможна без социально-экономического прогресса. Из последнего, например, - Евразийский банк развития профинансирует создание высокотехнологичного производства дизельных двигателей нового поколения на базе холдинга «БелАЗ» и российского концерна «Звезда». Или можно вспомнить о том, что в рамках ЕАЭС создаются такие инструменты финансовой поддержки как «Российско-Киргизский фонд развития». Понятно, что подобные средства поддержки экономики делают стабильнее общественно-политическую ситуацию в стране.
Наконец, в качестве плюса Евразийского союза я бы рассматривал и более равноправные отношения внутри объединения по сравнению с тем же ЕС, который обычно рассматривается как образец интеграции. Наиболее хорошо это преимущество было заметно в истории с санкциями. Внутри ЕС все ввели ограничения по отношению к России, даже те страны, экономики которых были весьма серьезно ориентированы на нас. Очевидно, что подобные решения противоречили интересам таких стран, но, мы прекрасно понимаем, что де-факто выбора у них не было – нужно шагать в ногу. В ЕАЭС подобного нет – введение Россией контрсанкций не обязывало к этому шагу все остальные страны объединения.