«КД»: Лобби каких стран в США, к слову, наиболее успешны? И почему и как у них получается? Андрей Сушенцов: Существует несколько видов национального лобби в США. Наиболее успешными лобби называют израильское и армянское. Кроме этого, есть лобби малых стран Восточной Европы - зачастую оно носит этнический характер. Есть представительство интересов крупных промышленных объединений Евросоюза, которые тоже в полной мере легализованы, институализированы. Их деятельность конструктивна, поэтому американцам есть у кого спросить «второе мнение» по поводу, допустим, последствий антироссийских санкций. И они могут получить это мнение из первых рук.
Этих возможностей нет у России. Американцы не могут запросить «второе мнение» у российских представителей. Опасаются, например, направлять делегацию в Москву. Но было бы полезно, если бы в Вашингтоне был кто-то, кого воспринимали бы как доверенного (ему можно доверять и у него нет какой-то скрытой повестки дня) и очевидного представителя российских интересов.
Но и у стран-противников США тоже бывали эпизоды успешного лоббирования своих интересов. Сложные отношения США с Ираном во время президентства Обамы пережили определенного рода нормализацию. Иранские дипломаты и эксперты смогли выстроить такую систематическую работу в Вашингтоне, которая в конечном счете привела к заключению иранской ядерной сделки, и её в полной мере поддерживал американский президент. Думаю, что будущее российское лобби должно внимательно присмотреться к тому, как действовали иранцы. Они не полагались на те же самые ресурсы, на которые полагались китайцы, израильтяне или армяне, они не инвестировали денег. Они выстроили систему доверительного диалога, в котором было заинтересовано высшее руководство США. В настоящем кризисе такого запроса по российскому направлению нет и ожидать его бессмысленно, но изучать иранский опыт в этой связи необходимо.
Сложные партнеры США, например, Турция или Пакистан, также небезуспешно время от времени лоббируют свои интересы. Например, в годовщину геноцида армян в Османской империи турецким аналитикам, интеллектуалам, мозговым центрам, аналитикам турецкого происхождения, которые работают в США, удалось сбалансировать публикации о событиях той эпохи в американских СМИ таким образом, что армянская версия о геноциде сопровождалась турецкой версией событий. На страницах главного журнала США о внешней политике
Foreign Affairs параллельно выходили версии с армянской и турецкой интерпретациями.
«КД»: А можно ли говорить об эффективности российских медиа за рубежом и на Западе как инструментов «мягкой силы» в текущей ситуации? Андрей Сушенцов: Думаю, что на Западе российские медиа резонируют только в тех кругах, которые критически настроены по отношению к собственному правительству. Люди, которые не принимают политический мейнстрим, настроены глухо против него и ищут информацию альтернативного характера, часто ее получают с помощью российских медиа и их англоязычных YouTube каналов. Это вызывает понятную озабоченность и критику со стороны правительств этих стран.
В общем-то, происходит ровно то же самое, что и в России. Россия стремится ограничить влияние зарубежных медиа на российскую аудиторию, и подобным же образом действуют правительства других стран.
Российские медиа они рассматривают как источник подрывной информации, которая разрушает стабильность. Я думаю, они сильно преувеличивают влияние российских СМИ в этом контексте. Вне Запада у российских медиа другой образ. На Ближнем Востоке, в Латинской Америке, в Азии их воспринимают просто как еще одну точку зрения на международные дела, и такой острой негативной политизации нет.
Но, думаю, что было бы полезно, если бы помимо такого антагонистического вещания на западную аудиторию против истеблишмента существовало бы еще вещание, которое бы нейтрально или спокойно-конструктивно оценивало ситуацию в странах Запада, которое не было бы нацелено условно на подрывную работу или на дискредитацию западного мейнстрима. Такое спокойное аналитическое вещание имело бы целью беспристрастный анализ всего комплекса проблем и успехов российско-западных отношений. Тогда оно действительно давало бы «второе мнение» для западных элит, которое можно обсуждать, а не с порога отвергать. Но пока такой задачи не ставится.