«КД»: И последний вопрос – он также навеян еще одной распространенной дискуссией. Когда мы обсуждаем «мягкую силу» России или других стран, есть такое мнение, что поскольку США – во многом инициатор активных инструментов и технологий «мягкой силы», то нужно делать всё «как они». Условно есть в США USAID, значит, нужно Россотрудничество также превратить в USAID. Есть программы для лидеров, то, значит, и мы должны их скопировать. Согласны ли Вы с этим или каждой стране нужно искать свои рецепты?
Дмитрий Суслов: В том, что касается инструментализации, популяризации пассивных инструментов «мягкой силы», каждой стране, безусловно, надо опираться на свое наследие, на свое богатство и искать какие-то свои подходы. Россия не может копировать США в том, что касается Голливуда, кинематографа, музыки, либерально-демократических ценностей и идеологии. У России другие сильные стороны.
Существенным различием между пассивными компонентами российской и американской «мягкой силы» является то, что «мягкая сила» США во многом создается американским гражданским обществом при минимальном участии государства. В случае с Россией государственное участие носит если не преобладающий, то крайне важный характер – наравне с тем, что происходит на уровне гражданского общества. Российское государство также является драйвером российской «мягкой силы», и Россия – более этатистское государство, чем США. России не свойственна концепция государства как «ночного сторожа» или неолиберальная идеология а-ля Рональд Рейган: чем меньше государства, тем лучше. Россия, скорее рассматривает ослабление государства как угрозу.
Но в том, что касается компонентов активной «мягкой силы», России есть чему поучиться у США. Конечно, России нужно придавать свое содержание, вкладывать свои «месседжи» в эти активные компоненты, но они действительно носят во многом универсальный характер. Например, политика зарубежной помощи. Российская зарубежная помощь не должна копировать американскую, но она в принципе должна быть и должна позиционироваться как помощь.
США очень активно популяризируют свою зарубежную помощь и не только отчитываются перед ОЭСР, но и ведут собственную национальную статистику помощи, в которой отражено все – и военная помощь, и экономическая, и гуманитарная, и помощь, предоставляемая на распространение демократии и защиту прав человека. Россия же почему-то пользуется только критериями ОЭСР, в которую она, кстати, не входит и вряд ли войдет в обозримой перспективе, а национальной статистики нет вообще. Открытых данных о том, сколько Россия помогает другим странам – той же Белоруссии, или сколько помогала Украине до 2014 года, нет. Чтобы что-то узнать о своей собственной политике помощи, необходимо обращаться к статистике ОЭСР, которая отсекает очень большую часть того, что Россия реально делает. В Америке подобная ситуация просто немыслима.
Далее: в США за зарубежную помощь отвечает Госдеп, который координирует деятельность Агентства США по международному развитию. В России же предоставление помощи по-прежнему находится в руках не Россотрудничества, а Минфина. Необходима глубокая реформа этой политики, в том числе институциональная, и здесь нам есть чему поучиться у США.
Работа с гражданским обществом иностранных государств, работа с иностранными НКО – здесь тоже есть что позаимствовать у Соединенных Штатов. Необязательно для этого работать с НКО с целью смены режимов, но необходимо в принципе работать с НКО, подключать местных игроков к реализации российских проектов в иностранных государствах. Не стоит изобретать велосипед и говорить, что американский опыт нам абсолютно неприемлем. Он во многом приемлем, но его просто нужно адаптировать к российским реалиям.