Заключение
Как и в других европейских странах, в России существуют неправительственные организации внешнеполитической направленности (НПО-международники), которые стремятся играть определенную роль в развитии российской публичной дипломатии за рубежом. Российская власть воспринимает такие НПО как добровольных помощников для донесения своей позиции до зарубежной аудитории. Этому способствуют традиции советской публичной дипломатии, вкоторой общественные объединения играли большую роль в международных контактах.
Несмотря на усложнившееся в последние десять лет законодательство в сфере общественных организаций, Россия продолжает оставаться страной с активным гражданским обществом, где роль некоммерческих организаций в решении системных и острых социальных проблем с каждым годом возрастает. Российское государство поддерживает этот процесс, выделяя бюджетные средства для финансирования российского НПО-сообщества через систему грантов. При этом государство осуществляет строгий контроль за любым иностранным финансированием российских общественных объединений. Такое финансирование не запрещено, но жестко контролируется и маркируется статусом «иностранного агента». Жесткие законодательные меры способствуют финансовой прозрачности этой сферы, но накладывают дополнительные ограничения и определенные фобии на деятельность НПО. Многие представители общественности считают, что данное законодательство нуждается в существенной корректировке. Принятый в июле 2022 г. новый отдельный закон «об иностранном влиянии» фактически если не отменил, то заморозил международное сотрудничество российских НПО с зарубежными институтами.
Общее количество НПО внешнеполитической направленности небольшое, многие из них были созданы еще в советское время, позже трансформировались в российские структуры. С точки зрения российских властей критерием успешности таких НПО является получение консультационного статуса при международных структурах [107], что в сегодняшних реалиях не является показателем эффективности работы НПО в международной среде.
Системообразующую роль среди российских НПО-международников играют GONGOs (Фонд Горчакова, «Русский мир», РСМД). Именно эти организации воспринимаются Западом как главные инструменты российской пропаганды за рубежом.
Доля действительно автономных организаций небольшая. Их деятельность осложняется отсутствием постоянного источника финансирования (в отличие от GONGOs, которые получают бюджетные деньги). Они вынуждены постоянно находиться в поиске средств для реализации своих проектов. При этом единственным источником финансирования их деятельности на сегодняшний день является российское государство в лице фондов, раздающих государственные гранты. Российский бизнес, в отличие от Европы, не готов поддерживать НПО, занимающиеся публичной дипломатией (как и в целом не готов вмешиваться во внешнеполитическую повестку страны) [108].
Российские НПО-международники являются заложниками финансовой ситуации: они не могут или не готовы (в силу нежелания получать статус иностранного агента) подать на иностранное финансирование, с другой стороны — единственный источник финансирования в лице российской власти сильно бьет по их деловой репутации во многих странах Европы, накладывая на них статус «кремлевского агента».
Что касается тематического присутствия российских неправительственных организаций в мире, то, во-первых, речь идет о проектах и программах специфической направленности — соотечественники, вопросы истории и сохранения исторической памяти. Также Россия традиционно сильна в вопросах культуры и продвижения русского языка. Но и здесь ключевую роль играют GONGOs, либо НПО, тесно аффилированные с государством. Последние несколько лет в российской публичной дипломатии возрождается тема гуманитарного сотрудничества и оказания гуманитарной помощи. В эту сторону при руководстве Е. А. Примакова разворачивается деятельность Россотрудничества и становится все более заметной деятельность Русской Гуманитарной Миссии, которая работает в партнерстве с агентством. Традиционные для Запада темы прав человека, соблюдение прав меньшинств, «новые европейские ценности» не являются предметом интереса российских НПО. Наоборот, их деятельность во многом опирается на необходимость продвигать традиционную повестку и образ России как оплота традиционных ценностей.
Спецификой российской публичной дипломатии является ее тематический и региональный характер. Есть регионы и темы, которые являются зоной повышенного внимания внешней политики России, например, постсоветское пространство, тема евразийской интеграции, Евразийского Экономического Союза и т. д. Официальная позиция задает настроения неправительственным организациям, которые во многом подстраиваются под государственный запрос и подают на гранты соответствующие проекты. Это формирует очень неровный характер системы публичной дипломатии, когда десятки НПО занимаются регионом Евразийского Союза и единицы российских НПО, например, присутствуют или реализуют проекты в Европе, Латинской Америке, в США. Российские НПО делают много интересных проектов для постсоветского пространства и в основном на русском языке, что определяет «внутренний» характер публичной дипломатии России. Англоязычных проектов для молодых иностранных лидеров крайне мало [109]. В этом состоит одно из базовых отличий российской системы публичной дипломатии от системы публичной дипломатии США или европейских стран, которые активно поддерживают и финансируют свои НПО для работы во внешней среде, в других странах.
Действительно успешным направлением российской публичной дипломатии с участием неправительственных структур является экспертная дипломатия. Россия традиционно сильна своей аналитикой. Российские аналитические центры имеют хорошую репутацию в мире, российские эксперты — регулярные гости западных мероприятий. России удалость создать несколько крупных и авторитетных экспертных площадок для взаимодействия с зарубежными экспертами. Дискуссионный клуб «Валдай», Российский совет по международным делам, крупные региональные экономические форумы — все это примеры эффективной экспертной публичной дипломатии России.
Таким образом, главная роль в реализации публичной дипломатии России отведена GONGOs и правительственным структурам. Сегмент НПО-международников в стране существует, но его потенциал до конца не раскрыт и не используется в полную силу. Между тем, именно небольшие общественные инициативы и организации могли бы стать проводниками новой публичной дипломатии России в Европе. Но ни в предыдущие годы, ни сейчас, на наш взгляд, ни о какой масштабной активности российских НПО-международников за пределами страны, сама мысль о которой является фобией европейских политиков и антироссийских общественных деятелей, говорить, конечно, не приходится.