Евгения Горюшина: Не просто, а зачастую игнорирует и стратегически просчитывается. Я часто слышу от своих московских коллег о том, что их мало интересует происходящее на Северном Кавказе и на Кавказе в целом. Зачастую республики Северного Кавказа воспринимаются как исключительно пройденный материал, неотделимая историческая действительность современной России.
Понимая, что существуют более привлекательные в геополитическом плане локации, по которым можно успешно работать и профессионально расти – США, Ближний Восток, Китай и другие. Поэтому многие эксперты обходят вниманием Северный и Южный Кавказ. Либо если и касаются Кавказа, то основываясь на известных постулатах, или же в тех случаях, когда конфликт с применением насилия неизбежен и создает угрозу региональной безопасности. Впрочем, даже на официальном уровне актуализация разговора о возможной нестабильности на Кавказе (и особенно на Северном) не приветствуется, что, на мой взгляд, больше похоже на самоубеждение и нежелание замечать существующие и потенциальные проблемы.
С тезисом о малопредставленности российских НКО и отсутствии экспертных площадок на Кавказе соглашусь. Я убеждена, что профессионалов в области исследований Кавказа в современной России крайне мало. Те специалисты, кто переехал из региона в столицу, пользуются услугами третьих лиц в республиках, которые зачастую выполняют их заказ, например, на полевые исследования. При этом сами специалисты лишены возможности, либо намеренно не пользуются ею для того, чтобы узнавать изменяющийся регион изнутри. Те же, кто остался в регионах, пишут на неострые темы, избегая сложных вопросов политического поля. Немаловажно еще и персональное восприятие Кавказа у экспертов: я неоднократно сталкивалась с антипатией к отдельным республикам постсоветского пространства, что странно в том случае, если человек работает с кавказским мультиэтничным обществом.
Отдельно выскажусь о ЕАЭС. Чтобы успешно лоббировать на Кавказе интеграционный проект, необходимо вести уверенный диалог наравне со всеми акторами. Думаю, данный проект не способен представить консолидирующую почву для стран Южного Кавказа, а в сферах энергетики и транспортной инфраструктуры у России есть серьезные конкуренты в регионе (тот же Китай).